Галагазета | 2 июня 2009
2 июня 2009
g512672041, 5 июня 2009 г., 2:57
2 июня 2009
 
В 2003 году в тюремную камеру к неизвестному молодому человеку (Уортингтон) приходит лысая Хелена Бонэм Картер. Его мучает чувство вины за погибшего брата, ее тревожит будущее человеческой расы, над ним проведут какой-то очень важный научный эксперимент, она должна умереть от рака. Пока ничего не понятно.
 
2018 год. Год недвусмысленно намекает на необходимость, как минимум, пятой части. Ядерная война уже была, машины уже победили. Джон Коннор (Бэйл), духовный лидер Сопротивления, выпускает обойму за обоймой в разнообразные железяки и конфликтует с дубоголовым начальством. Сопротивление перехватывает информацию Скайнета, что через четыре дня все оставшиеся в живых будут уничтожены, вторым в списке – Коннор, первым – Кайл Риз (Ельчин). Тем временем, где-то неподалеку материализовывается неизвестный молодой человек из 2003 года, которого юный Кайл Риз тут же спасает из-под обстрела. Еще есть беременная жена Джона Коннора (Даллас Ховард), маленькая темнокожая девочка, не видавшая мирной жизни, и еще несколько персонажей, с одинаковым успехом способные служить знаменем борьбы за свободу.
 
Когда стало известно, что четвертого "Терминатора" будет ставить никому не известный режиссер, да еще и без главного актера, все-таки находились оптимисты, рассчитывавшие, что если уж этот неизвестный режиссер и не сможет сохранить атмосферы/философии/обаяния первых двух фильмов, то хотя бы, осознав груз ответственности, просто обязан сделать первостатейный экшн в духе "Терминатора-3". Злые языки (коих, разумеется, было в разы больше) пугали словами "худший фильм", "конец легенды" и прочим апокалиптическим пафосом. Ну что ж, будьте спокойны. Постановщик двух частей "Ангелов Чарли", обладатель самого дурацкого из известных истории псевдонимов, режиссер МакДжи – не Уве Болл, но и не Джеймс Кэмерон: вместо того, чтобы раскрывать темную сторону человеческой души или проводить параллели с Оруэллом, он просто пытается складно рассказать историю. Да так, чтобы неоконченных линий хватило на пятую и желательно шестую часть. Все, в принципе, сходится: появление персонажа Уортингтона по отношению к предыдущим частям и сюжетно вполне оправдано, Ельчин – вполне себе помолодевший на 11 лет Майкл Бин, послания Сары Коннор и эпизодический выход 3-D модели Шварценеггера (на удивление, очень дурацкий момент) – к этому не придерешься. Однако, МакДжи повторяет роковую ошибку так обожаемого им режиссера Лукаса с его горячечным желанием сбацать сагу, красивую, зрелищную, но, в первую очередь, почему-то, математически точную. Но ведь фанаты, ни моргнув глазом, готовы простить некоторые сюжетные неувязки (Нолану простили, по крайней мере, да и третьему "Терминатору" тоже), но не простят фильм, выполняющий роль заплатки во времени, фильм, определяющая роль, которого сводится до роли сноски в и без того увлекательном тексте.
 
Упоительно сочиняя новозаветную историю "Терминатора", МакДжи заботливо готовит фундамент для последующих частей – в частности, вводит дюжину новых персонажей, которые, однако, упорно не запоминаются, потому как представляют собой не более чем говорящие головы (Бонэм Картер, причем, в буквальном смысле). И в первую очередь теряется, увы, и Кристиан Бэйл, один из лучших актеров современности, которого когда-нибудь погубит миф о том, что он может сыграть кого угодно. Бэйл, исполняющий в этой истории синтаксически необходимую роль подлежащего, выглядит здесь как-то уж очень растерянно, как и любое подлежащее с чересчур абстрактным сказуемым. Чтобы зритель не скучал и внимательно за историей следил, МакДжи закидывает в фильм все ожидаемые ингредиенты: железки-убийцы в предельно широком ассортименте, заговоры и конфликты, трехмерная модель Шварценеггера (честное слово, очень дурацкий момент), экшн-сцена в единственном экземпляре, но, правда, пока что лучшая в этом году. Вот только эффект от всего этого, как от коктейля Джеймса Бонда – ингредиенты не взбалтываются, опьянеть не получится. Особенно дико звучат вписанные в сценарий, плосковато обыгранные приветы первым частям ("Я вернусь", "Пойдем со мной, если хочешь жить"), по соседству с классическими репликами из B-movie, типа "Я больше машина, чем человек".
 
Но причина, по которой от "Терминатора 4" категорически не прет, лежит не только в пределах этой конкретной картины. Антиутопия, как обязательный раздел фантастического кино, похоже, к настоящему моменту действительно себя исчерпала. Все постепенно смирились с неприглядным образом будущего, и сейчас, как близко не передвигай планку конца света, наблюдение за апокалипсисом сравнимо по степени увлекательности с прогнозом погоды на неделю. Разумный закон – каким бы ни было ужасным будущее, оно должно быть интересным ("Вспомнить все", "Особое мнение") – не может работать посреди бескрайней пустыни.
 
Окончательно запутавшись за двадцать с лишним лет, может ли машина стать человеком, и предопределено ли все-таки будущее, философия франшизы выглядела, мягко говоря, бледноватой и без недоумевающих лиц Бэйла и Уортингтона. И то, что история "Терминатора" окончательно превратилась в рассказ о том, как грузовик гонится за мотоциклом или летающая железяка гонится за грузовиком, может быть кого-то и разочарует, но вполне отвечает логике процесса, и именно ради этого мы будем ждать новых серий, какая бы ни стояла цифра после слова "Терминатор". В конце концов, могло быть гораздо хуже.
 
Леонид Марантиди
 
www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/1242/
26 0
Просмотров: 180
Подписок на автора: 0
Поделиться



Закрыть
© Team-Tech.ru, 2017 - 2025