Галагазета | Ледоколом по артхаусу
Ледоколом по артхаусу
Ненаглядная, 21 октября 2016 г., 12:42
(Фотография не найдена)

 Выхода на экраны "Ледокола" ждали с особым интересом - по многим причинам:

  Первая: фильм-катастрофа - жанр, который у нас осваивают редко, и каждый раз это взрыв в бокс-офисе - от "Экипажа" Митты до "Экипажа" Лебедева. 

 Вторая: им занялся Николай Хомерики - сочетание опять-таки взрывное, потому что нет никого удаленнее от массового кино, чем режиссер "Сказки про темноту". 
 
 Третья: в основе сюжета реальная драма ледокола "Михаил Сомов", который 133 дня пытался выбраться из ледового плена, трусливо брошенный властями на произвол судьбы, пока о замерзающем советском судне не сообщило иностранное радио.

 Четвертая: высокая репутация новой суперзвезды Петра Федорова, великолепных актеров Сергея Пускепалиса, Александра Яценко, Виталия Хаева, Александра Паля, Анны Михалковой, одного из самых опытных, авторитетных и успешных кинопродюсеров Игоря Толстунова. Все это сулило нам фильм как минимум профессиональный и добротный - что в таком трудном и дорогом жанре уже залог серьезного успеха. 

 Не получилось: картина катастрофически распалась на более или менее крепко сделанные эпизоды, свести концы с концами не удалось совсем.

 Предрекать судьбу фильма в массовой аудитории не возьмусь. В нем достаточно такого, чтобы держать внимание от начала до финала: авторы сколлекционировали ударные приемы "катастрофического жанра", и они действуют на рефлекторном уровне. Даже задавая себе недоуменные вопросы и не получая на них ответа, все равно сидишь и ждешь, что дальше.

 Что дальше - известно заранее: в реальности ледовая одиссея завершилась счастливым возвращением моряков из Антарктики домой. Так что и волноваться вроде бы незачем. На самом же деле фанфары парадной встречи успешно прикрыли для истории и равнодушие властей к гибнущим где-то во льдах людям, и привычку "органов" во всем видеть преступление - о подвиге моряков и сопутствующих обстоятельствах мы знаем мало. Поэтому так ждешь от "Ледокола" если не документальной точности, то хотя бы очевидности невероятного. Солидность его творческой команды давала к тому все основания.

 Сценарист Алексей Онищенко был задействован в команде "Экипажа", его соавтор Андрей Золотарев причастен к фантасмагории "Призрак" - оба не новички в развлекательном жанре. Но именно от сценария идут все проблемы картины: он удивительно неряшливо придуман. Он странно неофитский - авторы движутся ощупью, пробуя сюжетные ходы наугад. По фильму, причина бед - не столько преследующий судно айсберг, сколько человеческий фактор: моряки похожи на пестрое сборище дилетантов, умеющих играть на гитаре, но неспособных закрепить трос без катастрофических последствий; разрезвившийся пес может стать причиной гибели человека, а в полярную авиацию назначают малахольных фанов Цоя, недавно взявших в руки штурвал. Любое из происшествий в отдельности вполне возможно, вместе они складываются в образ весьма странного социума, населенного неумехами.

 Коварство природы и безалаберность экипажа постоянно загоняют сюжет в тупики, и тогда, не зная, как решить проблему на экране, авторы ее просто перепрыгивают. Вот только что айсберг пропорол борт, и сейчас наш ледокол станет вторым "Титаником" - но авторы уже забыли о пробоине и сосредоточились на погибшей муке. От темы родины, предавшей своих моряков, оставили только запрет на радиосвязь - мир не должен знать, что в СССР бывают проблемы. Необъяснимо поведение капитана Петрова: получив отставку, он уходит по льдам в неизвестность - то ли от обиды, то ли в видах какой-то лишь ему известной цели. Как его найдут и спасут - дано таким пунктиром, что в памяти остается лишь рев потревоженного тюленя - единственного представителя местной фауны в фильме. 
 
 Конечно, мы понимаем: где-то за кадром и пробоину залатали, и капитана чудом нашли - но не слишком ли многое, важное осталось за кадром? Событиям трудно сопереживать из-за их нелепости: герои суетливы, гвалтливы и вечно попадают в ими же созданные ловушки. А вопросы множатся, становятся лавиной опасней айсберга. Как, скажите, новый капитан доставлен в Антарктику из Ленинграда... на вертолете? Как сломанную "вертушку" удается поднять в воздух: мол, ударил пяткой в панель управления - и мотор завелся?! И зачем малахольный пилот летал в такой опасной близости от айсберга, что задел его хвостом? Но все ответы на неразрешимые задачки тонут за кадром - сценарий весь состоит из таких натяжек и послаблений.

 Источник: rg.ru/2016/10/20/v-prokat-vyshel-film-katastrofa-ledokol.html
8 0
Просмотров: 224
Подписок на автора: 90
Поделиться



Закрыть
© Team-Tech.ru, 2017 - 2024