Галагазета | В память о киноскульпторе советского человека
В память о киноскульпторе советского человека
Герда, 30 ноября 2015 г., 18:29

   Поэт и публицист Амирам Григоров - о том, чем являются фильмы Эльдара Рязанова для современников.

   

"Великий Рязанов созидал ткань нашей жизни и делал это, возможно, точнее других. Он как на гончарном круге ваял «гомо советикуса» со всеми присущими атрибутами, без которых был совершенно немыслим наш быт.


   
Ну какой Новый год без "Карнавальной ночи" и пришедшей ей на смену "Иронии судьбы"? Рязановское кино и ёлка, увешанная серебристым дождиком, шарами и стеклянными сосульками, салат "Оливье", (он же "Столичный"), палочка колбаски твёрдого копчения с бутылкой "Советского шампанского", полученные в продуктовом наборе на работе, в родном НИИ, и прибережённая ещё с лета баночка рижских шпрот – все это составляло неразрывное целое.



   Эльдар Рязанов приступил к работе, когда ещё был жил товарищ Сталин, и все эти годы трудился, не покладая рук, лепил ткань советской жизни, и нас, застывших в ней, как мухи в янтаре. Пока Никита Сергеевич размахивал кукурузой, Гагарин летел рer aspera ad astra, а Леонид Ильич, добрый и косноязычный, поздравлял нас с очередной годовщиной Чего-то Очень Важного, Рязанов - снимал. И делал это талантливо и со вкусом. И все, к чему он был причастен, неизменно приходилось ко двору, буквально всё, и его незаурядная режиссура, и сценарные работы, и даже его стихи, графоманские до комического, но умело вставленные куда надо, встречали благодарный отклик нашего зала, размерами с одну шестую обитаемого мира.


   
Он умел многое. Например, "вскрывать отдельные недостатки". И мы это видели, и, конечно, этого просто не мог не замечать престарелый ареопаг "тёплого лампового" Политбюро. И жулики, которые отчего-то "до сих пор есть", и отпетые ретрограды, и пьяницы, которых он показывал весьма симпатичными ("безвременье вливало водку в нас"), гусарские поручики, шагнувшие в анекдоты, и невыносимо советские фурии-секретарши, и одинаковые, как сардины из жестянки, спальные районы советских городов – создавали наш душевный уют. Его инженеры и воры-романтики, забавные бюрократы и приторно-задорные комсомольцы узнавались в сослуживцах, друзьях и соседях с невероятной лёгкостью. А фильмы Рязанова советский обыватель не растаскивал, а бережно разбирал на цитаты.


   
И даже жуткая обывательская жадность "товарищей" из "Гаража" нас не пугала. Мы посмеёмся, а потом всё это поборем. Всё будет хорошо. И вообще, с Новым счастьем, товарищи.


   
А потом всё кончилось. Потом рухнула страна.


   
Москва, погрузившая во мрак, войны на окраинах, разорённые люди, годы потерянные нами безвозвратно, помните? Вселенная этих НИИ, вскормленных советским анекдотом, братьями Стугацкими, бардовской песней и, конечно, его, Рязанова, фильмами, стала с грохотом разламываться на части.

   

Но мы смотрим его фильмы, смотрим и вроде бы не узнаем в них себя. Теперь это кино из другой Вселенной, уютной и смешной. И только наша заколдованная, болезненная привязанность этому кино и тесное чувство ностальгии помогают понять, что мы все родом из детства в той же мере, как и из фильмов Рязанова.


   
Спасибо Вам, Эльдар Александрович, за всё хорошее, ведь именно это мы будем помнить, пока живём".

   Источник: lifenews.ru/news/172666
14 0
Просмотров: 174
Подписок на автора: 245
Поделиться



Закрыть
© Team-Tech.ru, 2017 - 2024