Фруктоза, 15 декабря 2013 г., 1:56
Наконец-то появилась мемориальная доска на доме, где жил великий и всеми любимый кинорежиссер Леонид Гайдай, постановщик "Операции "Ы", "Кавказской пленницы", "Бриллиантовой руки". (Фотография не найдена) Родился Леонид Иовыч в городе Свободный, но именно в этом доме в Москве он жил с 1959 года и до самой смерти. Герой Шурик, как говорят все, кто знал Гайдая, - зеркальное отражение самого режиссера. Вылитый Гайдай в жизни: в очках, наивный, доверчивый, чуть рассеянный. Будущие кинохиты, рассказывает вдова Гайдая, актриса Нина Гребешкова, рождались в одном из московских домов. В 1959 году, они поселились в знаменитом актерском доме на улице Черняховского. Восемь этажей, шесть подъездов, среди жильцов - цвет советского кино: Михаил Глузский, Татьяна Пельтцер, Любовь Соколова, Всеволод Санаев. Его внук Павел, ставший летописцем дома, помнит великого режиссера с детства. "Он был очень худой, высокий, в больших очках. И человек был, как мне кажется, интровертный, совершенно не похожий на своих героев и свои искрометные комедии", - вспоминает Павел Санаев. Отныне на доме - мемориальная доска. Установить ее уже много лет просили друзья и коллеги режиссера. Все они считали и считают себя членами большой семьи Гайдая, хотя признаются: сам Гайдай шумихи вокруг своего имени страшно не любил - был очень скромный. "Если бы его спросили, он бы, конечно, сказал, что не надо. Но понятно, что надо", - отметил киносценарист Аркадий Инин. Гайдай изображен с сигаретой не случайно - великий режиссер действительно много курил. Однажды на премьере собственного фильма он вышел в фойе кинотеатра покурить. Опоздавшая на сеанс молодая пара приняла режиссера за гардеробщика и вручила ему пальто. Гайдай ни сколько не смутился, повесил одежду, выдал номерки и продолжил курить. Фильмы Гайдая - это про жизнь и из жизни. Шутки он придумывал по-разному. Иногда подслушивал где-нибудь на улице, но чаще брал из личной жизни. В 1942-м, когда Гайдая отбирали в армию, он был готов пойти и в артиллерию, и в разведку и на флот. Только и повторял: "Я!" Демьяненко верхом на осле - это тоже Гайдай. Сначала будущий режиссер попал служить не на фронт, а в Монголию, Когда он садился на низкорослых лошадей и ноги его просто волочились по земле, над ним смеялись все. В 1943 году Леонид Гайдай был тяжело ранен. С тех пор хромал. После войны мечтал стать актером, хотя и не выговаривал некоторые буквы. Однокурсники и преподаватели восхищались его умением смешить людей. В своих картинах Гайдай появлялся на экране лишь изредка. Самая большая роль, да и то, случайно, в "Двенадцати стульях". "Он звал Гарина на эту роль, а у Гарина был инфаркт. А мы были в экспедиции выбрана натура. Гарин приехать не может. И кого брать? И группа сказала: "Леонид Иович, вы так хорошо показываете, сыграйте сами", - вспоминает вдова Леонида Гайдая заслуженная артистка России Нина Гребешкова. Большой успех Гайдая-режиссера начался с 9-минутной короткометражки с рифмующимся названием "Пес Барбос и необычный кросс". Это лента, после показа которой и пришла слава. А зрители впервые увидели ту самую троицу - Вицина, Никулина и Моргунова. Все последующие фильмы с их появлением - "Операция Ы", "Кавказская пленница" - оказались еще более востребованы. Ни до, ни после в советском кинематографе жулики не были столь любимы."Бриллиантовая рука", кажется, по всем опросам, признана лучшей советской комедией. Даже из гайдаевских фильмов этот, пожалуй, самый цитируемый. Хотя некоторые эпизоды и песни - например, "Остров невезения" - могли вообще не попасть в картину. "Мгновенно написал песню и побежал к Гайдаю. Ему очень понравилось, но он не знал, куда ее поставить. А я все продумал: герои на палубе разговаривают, никакой интересной информации нет, вот он там и поставил. Худрук был против и сказал, что это - вставной номер, надо вырезать, никому эта песня не нужна, никто ее не будет петь", - рассказал композитор Александр Зацепин. Но ведь поют. Уже 45 лет! А управдома Плющ хотела сыграть сама Нина Павловна, но Гайдай выбрал Нонну Мордюкову, а супругу утвердил на роль жены Горбункова. Рассказывать о фильмах Гайдая просто нет смысла - лучше в тысячный раз включить с любого места и уже не отрывать глаз. В общей сложности в кинотеатрах на лентах Гайдая побывало больше 600 миллионов зрителей. Сам режиссер тоже ходил в кино на свои фильмы, чтобы послушать зал. "Он садился на последний ряд, смотрел. Приходил домой такой светлый, такой радостный и говорил: "Нинок, ты знаешь, 25 лет прошло, а на "Кавказской пленнице" до сих пор смеются в тех же местах", - вспоминает Нина Гребешкова. До сегодняшнего дня у Леонида Иовича было два памятника: один - в городе Свободном в Амурской области, на его родине, второй - в Иркутске - скульптурная композиция - Трус, Балбес и Бывалый со своим режиссером. Теперь есть и мемориальная доска на доме в Москве, хотя, конечно, самый главный памятник Гайдая - его фильмы. (Фотография не найдена) "Если человек что-то создал, что-то оставил, его и так помнят", - уверена Нина Гребешкова. Многие не понимают, почему до этого дня такой таблички в Москве не было. Источник: www.vesti.ru/doc.html?id=116727720 0
Просмотров: 242
Подписок на автора: 175
Поделиться