g410491038, 12 февраля 2012 г., 20:35
Одиннадцать лет - период, когда у тебя возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке. Вместе с тем ты чувствуешь, что не умеешь и не можешь оценить себя, не знаешь, каким образом, и при помощи каких критериев это можно сделать. Поэтому для тебя становится важной оценка любой твоей деятельности. Это отражается на собственной оценке твоих способностей: помимо интереса к тому или иному учебному предмету на нее начинает действовать новый фактор - ориентация на реальные достижения. В этом возрасте сложно думать, а тем более говорить о себе, нередко растет негативное самовосприятие, негативная самооценка. В 12 лет интерес к собственному внутреннему миру становится еще сильнее. Формируется умение думать и говорить о себе, у тебя складывается необходимый для этого словарный запас, развивается личностная рефлексия. Представления о собственных возможностях, интересах составляют основу твоей самооценки, являются главным предметом твоей гордости, служат основой для чувства собственного достоинства. В дальнейшем, в 13-14-летнем возрасте, нестабильность этой сферы усиливается. Представления о себе неустойчивы. Ты можешь частенько делать двойной выбор, т. е. хочешь одновременно быть и маленьким, и большим, но только не таким, как сейчас. Объяснение этому феномену лежит в особенностях Я-концепции подростка. Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о себе, которая связана с твоей собственной оценкой, это установка к самому себе, представление о себе во времени (Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее), кроме того, это Я-реальное (каким я являюсь в настоящее время) и Я-идеальное (каким я хотел бы или должен стать). В подростковом возрасте наиболее актуальными и эмоционально значимыми оказываются Я-прошлое и Я-будущее, по отношению к которым ты испытываешь полярные чувства: и то и другое одновременно и притягивает, и отталкивает. Я-настоящее как бы постоянно примеряется то к первому, то ко второму. Все это порождает острый конфликт, такая ситуация и приводит к колебаниям между "Я - большой" и "Я - маленький", наиболее ярко проявляющимся в 12-14-летнем возрасте. Очень часто твоя самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего - середины нет. То есть или Я-идеальное, или ничего. И это не низкая самооценка и не комплекс неполноценности, а своеобразный "комплексе Золушки" или "комплексе гадкого утенка": переживая сильную неудовлетворенность собой, ты в душе надеешься на перерождение, на благополучный исход. У тебя может появиться склонность к своеобразной театрализации собственной жизни: ты представляешь, что постоянно находишься на сцене, представляешь, как выглядишь со стороны, играешь, подаешь себя, смотришь на себя чужими глазами. Ты испытываешь острую потребность знать, что о тебе думают окружающие сверстники и взрослые. Однако, ты еще не самостоятелен в определении своих критериев самооценок. Во многом они позаимствованы у взрослых. Чрезвычайно ценя общение со сверстниками и часто становясь в оппозицию к взрослому, ты продолжаешь смотреть на себя как бы извне, глазами взрослого. Иногда за внешними проявлениями низкой самооценки скрываются завышенные притязания, которые нужно от нее отличать. Другой вариант конфликтной самооценки возникает в том случае, если взрослые захваливают тебя, объясняют успехи ребенка его способностями, а неудачи приписывают случайному стечению обстоятельств. В результате твоя самооценка испытывает на себе конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью и себе. Ты можешь болезненно реагировать даже на незначительные замечания, не можешь правильно воспринять критику в свой адрес, отвечая на нее грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями. Если ты обратишься к психологу с таким неблагоприятным вариантом самооценки, тебе прежде всего помогут добиться успеха, приобрести необходимые знания и навыки. Без этого никакая работа по исправлению отклонений в развитии самооценки, по ее укреплению не будет результативной. Очень важно - раскрыть личностные возможности, развить твои интересы и способности, формировать представления о собственных возможностях, собственную оценку способностей. Развитию твоей положительной самооценки способствует в первую очередь знание своих возможностей в тех или иных областях и уверенность в них. Для развития самооценки важно умение оценивать свой успех или неудачу. Для развития интереса к себе, как и чувства собственного достоинства нужно вырабатывать умение думать о себе, говорить о себе, разбираться в своих переживаниях. Источник: psycholines.narod.ru/sp2.html43 0
Просмотров: 235
Подписок на автора: 0
Поделиться