g717814452, 1 декабря 2011 г., 14:27
Бытует мнение, что воровать могут только дети из неблагополучных семей. Но это не так: проблема актуальна для всех, для подростков из обеспеченных и благополучных семей, в которых воспитанию уделяется много времени. Сталкиваясь с проблемой детского воровства, родители часто оказываются в состоянии растерянности. С одной стороны, необходимо искать выход из сложившейся ситуации, чтобы недопустить повторения воровства вновь; с другой стороны, они боятся общественного порицания, при обращении к педагогам и даже к своим знакомым, что допустили такое, что они недобросовестные родители. Но детское воровство - это социокультурная болезнь. Не надо бояться и ругать ребенка, надо найти причины этой болезни и помочь детям излечиться. Педагог в союзе с родителями может организовать работу по профилактике детского воровства. Цели профилактической работы в школе: - ознакомление с понятием "детское воровство"; - информирование родителей о значимости проблемы, возможности выхода из нее; - обучение детей анализу проблемы. Задачи профилактической работы: - выявление мотивов, заставляющих ребенка взять чужую вещь; определение ошибок воспитания, провоцирующих детское воровство. У Артура пропал диск с мультфильмами, лежавший на его парте. Что делать? Как быть? "Ребята, у Артура пропал диск. Посмотрите, может быть, кто-то случайно его взял. Артур очень переживает о потере своей вещи. Помогите ему". Ребята сразу же начали поиск. И вдруг... К Артуру подошел Кирилл с диском в руках и шепотом сказал: "Вот, я возвращаю". Так, вещь, принадлежавшая Артуру, была ему возвращена. Артур и Кирилл стали общаться по-прежнему - миролюбиво. Слова "может, кто-то случайно взял диск" были сказаны для того, чтобы найти вещь и чтобы к ребенку, если он действительно невиновен, не приклеился ярлык "вор", от которого трудно избавиться. Некоторые считают, что у ребенка, своровавшего вещь, развивается клептомания. Но у детского воровства и клептомании мало общего. Клептомания (от греч. klepto - похищаю, mania - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом "внезапно возникающем влечении к хищению вещей". В детском возрасте оно практически не встречается. А в целом (исключение составляют болезненные проявления психики), проблему воровства решить можно, и первое, что необходимо сделать, это определить причины воровства, а потом постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком. Выделяют три основные причины детского воровства: 1.Необходимость иметь у себя вещь, которая понравилась, даже если это незаконно. 2. Психологическая неустойчивость ребенка. Если имеются психологические проблемы в семье, то подросток будет искать утешение на улице, среди сверстников. А какие сверстники попадутся - это как повезет. Но надо учитывать: тот, кто не получил в семье навыка доверительного, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию. А в плохой компании способы завоевания авторитета не совсем порядочные. 3. Неправильное понятие социальных норм, недостаточное нравственное развитие ребенка. Все это происходит под влиянием окружающих - сначала родителей, а потом и сверстников. Если ребенок не понимает разницу между своим и чужим, то, несомненно, это повлечет за собой девиантное поведение. Кирилл живет и воспитывается в полной семье. Любое его желание родители немедленно выполняли. Но вот, у Кирилла появилась младшая сестра. В семье ей стали явно уделять больше внимания, а с мальчиком начали общаться, как со взрослым человеком, позабыв о том, что он еще ребенок. Воровство может быть способом самоутверждения ребенка. Как говорилось выше, ребенок может самоутверждаться таким образом. Так и произошло в данной ситуации. Как выяснилось из беседы с родителями, они иногда видели у Кирилла свои вещи - потерянные, как им казалось. Кирилл пытался таким способом привлечь к себе внимание родителей. Их реакцией на такое поведение сына был крик. Но, как известно, крик блокирует канал восприятия - слух. Ребенок просто не воспринимает сказанные родителями слова. Все рассмотренные причины воровства в той или иной степени проявились в поведении Кирилла: это и желание иметь диск с мультфильмами, и неразделение понятий "свое", "чужое", но преобладающим является психологическое неблагополучие. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав отчаяние вместо раскаяния и желание оставить все как есть или сделать еще хуже. Необходимо разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение. Только в том случае, когда он поймет, что родители его искренне любят, ребенок захочет быть таким же, как они, заслужить их расположение. В этом случае он начнет понимать пользу контроля над своими поступками, будет принимать слова об истинной порядочности и честности. Не чувствуя опоры, поддержки и уверенности в себе, которые дает ему родительская любовь, он вынужден будет красть то, что не может приобрести естественным путем. К основным ошибкам в воспитании, способным провоцировать детское воровство, можно отнести: - Отсутствие последовательности в воспитании, двойные стандарты в воспитании: в одной ситуации ребенка наказывают, а в другой - закрывают глаза на проступок. Грозились наказать, но не наказали. - Несогласованность требований взрослых (один из родителей запрещает что-либо, другой разрешает, или молча одобряет). - Чрезмерный контроль поведения и действий ребенка. Общая стратегия поведения родителей по отношению к детскому воровству должна зависеть от причин совершенного ребенком поступка. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребенку не хватает любви и внимания. Психическое здоровье или нездоровье неразрывно связано со стилем воспитания, зависит от характера взаимоотношений родителей и детей. Источник: www.school-box.ru/statyi/21-interesno/66-detskoe-vorovstvo.html14 0
Просмотров: 178
Подписок на автора: 0
Поделиться