g275684330, 3 октября 2011 г., 13:53
Причины детской тревожности Как правило, в основе детской тревожности лежит внутриличностный конфликт, который может быть вызван следующими причинами: - противоречивые требования родителей и школы (детского сада). Например, родители разрешают пропускать ребенку занятия без уважительной причины, а учитель отчитывает ребенка за пропуск перед всем классом. Причиной повышенной тревожности также часто становятся противоречивые требования внутри семьи. Например, мама может запретить смотреть телевизор перед сном, а папа, втайне от мамы, разрешить. Ребенок начинает разрываться между можно и нельзя: с одной стороны он хочет посмотреть мультик, а с другой - ему не хочется огорчать маму. Возникает конфликт между собственными желаниями и требованиями взрослых, который негативно сказывается на детской психике; - завышенные требования родителей к собственному ребенку. Например, родители часто не могут принять то, что их ребенок не самый лучший ученик класса. Они заставляют его много читать и писать, но, не увидев положительного результата, начинают кричать на малыша или, еще хуже, применять физическую силу. К сожалению, не все дети способны хорошо учиться, и это читатели MирСоветов должны понимать. Любить ребенка нужно не за хорошие оценки, а уже за то, что он у вас есть; - высокая тревожность родителей часто передается детям. Согласитесь, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не боялся отвечать на уроке, а сами разговариваете со своим начальником по телефону дрожащим голосом, то стоит ли удивляться тревожности своего ребенка? Ведь дети учатся на примерах своих родителей. Поэтому чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, нужно демонстрировать ему как можно чаще модель уверенного поведения. Кроме, этого часто причиной тревожности у детей становится развод родителей или эмоциональное отвержение ребенка родителями, когда дети просто чувствуют себя лишними; - строгий стиль воспитания учителя или воспитателя. Если воспитатель или учитель часто повышает голос во время занятий, предъявляет завышенные требования, то, как правило, тревожными становятся почти все дети в классе или группе. Особенно, если у этих детей строгие или тревожные родители; - тревожность может возникнуть в результате того, что в жизни ребенка за последнее время произошло много негативных событий. Поэтому в такие моменты ему нужна поддержка и повышенное внимание; - нередко тревожность является симптомом невроза или других психических заболеваний. В этом случае родителям нужно обязательно обратиться к врачу. Анализ этих причин поможет во многом разобраться и пересмотреть свое отношение к ребенку, отношения ребенка в семье и школе (детском саду), а также собственные модели поведения. Однако это только начало решения возникшей проблемы. Чтобы скорректировать детскую тревожность, нужно проводить длительную и систематическую работу. Такая работа ведется в трех следующих направлениях: - формирование высокой самооценки; обучение ребенка расслаблению; - тренировка навыков уверенного поведения. Формирование высокой самооценки Для того чтобы повысить самооценку у ребенка, нужна длительная и целенаправленная работа. Чаще называйте ребенка по имени, хвалите даже за небольшие успехи, особенно в присутствии других детей или значимых для него взрослых. Полезно играть с детьми в следующие игры. Цветик-семицветик. Вместе с ребенком вырежьте из цветного картона серединку и семь разноцветных лепестков. После того, как вы склеите их вместе и у вас получится красивый цветок (не забывайте хвалить ребенка в процессе работы), вклейте туда любимую фотографию вашего чада. Теперь пускай на каждом лепестке он напишет (или вы поможете ему в этом, если он еще не умеет писать) то, что у него получается делать лучше всего. Например, складывать пазлы или мастерить бумажные самолетики. Повесьте цветик-семицветик в детской комнате или на любом видном месте. Почаще напоминайте малышу о его способностях. Копилка достижений. Это упражнение хорошо подойдет для детей, которые испытывают трудности в определенном деле, например, письме или чтении. Возьмите любую вместительную картонную коробку. Пускай ребенок оформит ее по своему вкусу: наклеит любимые наклейки или фантики, разрисует красками, украсит ленточками и т.д. Каждый день на маленьких красивых кусочках бумаги ребенок будет записывать свои достижения в трудном для него деле. Если это чтение, то записки могут быть такими: Выучил букву Д, Правильно выделил звуки в слове, Прочитал целое слово и т.д. К копилке детских достижений можно обращаться в любой момент, особенно, когда ребенок упал духом и перестал верить в собственные силы. Обучение ребенка расслаблению Для тревожных детей характерны мышечные зажимы, поэтому очень важным моментом при работе с такими детьми является обучение его расслаблению. Для достижения этой цели отлично подойдет массаж и растирания тела, а также различные техники релаксации. Воздушный шарик. Это упражнение позволяет расслабить мышцы губ и нижней части лица. Ребенок представляет, что у него в руках есть воздушный шарик, который нужно надуть. Он подносит его ко рту и начинает надувать: все сильнее и сильнее. Его глаза становятся круглыми и наблюдают за тем, как надувается воздушный шарик. С каждый выдохом становится все тяжелее и тяжелее, ну вот, наконец, шарик стал большим, можно расслабить мышцы. Этюд на расслабление мышц Турист с тяжелым рюкзаком. Это упражнение позволит расслабить спину и плечевые суставы. Ребенок представляет, что он турист и ему нужно нести на спине тяжелый рюкзак. Сначала он с трудом его поднимает и одевает на спину, а затем, сгибаясь от тяжести, несет по дороге. Наконец, пройдя нелегкий путь, он медленно снимает рюкзак и ставит его на землю. В конце упражнения ребенок выпрямляет спину и расслабляет плечи. Затем нагибается вперед, опускает расслабленные руки вниз и слегка ими покачивает. Для того чтобы научить ребенка расслабляться, также рекомендую читателям МиpСоветов проводить с ним различные медитации. Пусть ребенок ляжет на ровную поверхность и под музыку и ваши сопутствующие слова представляет, как он лежит на зеленой лужайке и слушает пение птиц или загорает на берегу моря под теплыми солнечными лучами. Тренировка навыков уверенного поведения Это, пожалуй, один из самых сложных и самых важных этапов в работе с детской тревожностью. На этом этапе очень полезными является проигрывание ситуаций, вызывающих тревогу, чтение сказок, рисование и т.д. Проигрывание ситуаций, вызывающих тревогу. Такие ситуации можно проигрывать с помощью любимых игрушек ребенка, которые будут исполнять роль их самих, а ребенок, в свою очередь, будет играть предмет собственного страха. Например, если малыш боится учительницу, то именно ее роль он и будет исполнять. После разыгранной сценки обязательно обсудите с ребенком все происходящее. Пускай он постарается ответить на вопросы: Почему учительница кричала? Что нужно делать и говорить главному герою, чтобы побороть свой страх? и т.д. Хочу обратить внимание читателей МирСовeтов на то, что в конце обязательно необходимо разыграть сценку, которая имела бы позитивное завершение. Например, учительница и ученик разговаривают по душам или обнимаются. Если ребенок боится отвечать у доски, устройте дома театр, вместе с импровизированным занавесом и сценой, и разыграйте эту ситуацию так, чтобы она выглядела смешной. Смех отлично помогает справиться с тревожными переживаниями. Чтение сказок. Для работы с тревожностью подойдут сказки, где главный герой успешно справился со своими переживаниями. Вы можете придумать такие сказки сами или использовать уже готовые, например, Крошка Енот, Как заяц стал храбрым и т.д. Рисование. Для придания себе уверенности малыш может нарисовать себя уверенного и храброго и носить этот рисунок, как талисман. Когда он почувствует тревогу, этот рисунок поможет ему успокоиться и поверить в свои силы. Случай из практики. За консультацией обратилась мама 8-ми летнего Миши. Из ее рассказа я узнала, что ее сын учиться во втором классе. В целом, он очень любит учиться, вот только математика Мише очень трудно дается. Никак у него не получается понять эту трудную науку. А ведь его бабушка учительница математики с многолетним стажем. Уже и вечерами сидели, объясняли, и с учительницей разговаривали, и ругали, и заставляли, а результата никакого. Кроме этого, в процессе беседы выяснилось, что папа вообще занимает нейтральную позицию, утверждая, что сам математики не знал - и ничего, человеком вырос. В итоге тщательное изучение математики закончилось для Миши не очень хорошо. Он стал бояться урока математики, переживать по поводу оценок, плакать и зажиматься. Комментарий. Ситуация сложилась таким образом, потому что в семье были противоречивые требовании к ребенку: мама и бабушка требовали знаний по математике, а папа уходил в сторону. Во-вторых, бабушка, математик по образованию, не могла допустить даже мысли, что ее внук может математики не знать, ведь это как будто камень в ее огород. К сожалению, она не понимала, что ребенок не обязательно должен обладать математическими способностями, ведь у него могут быть способности абсолютно к другим наукам - и это нормально. Родителям Миши было рекомендовано пересмотреть свои требования к нему, любить и принимать его таким, какой он есть, а не выражать свою любовь в зависимости от оценок по математике. Также мама с Мишей делали упражнение Копилка достижений. Через несколько недель ситуация в семье наладилась. Миша снова стал с удовольствием ходить в школу. Источник: mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/increased-anxiety.html55 0
Просмотров: 145
Подписок на автора: 1
Поделиться