Сокровенность, 24 октября 2011 г., 16:15
Кому из родителей не хочется, чтобы их дети росли не только здоровыми, крепкими, умными, но и добрыми, ласковыми, заботливыми, почитающими своих родителей, уважающими семейные традиции? Именно о таком единении с детьми еще со времен Шекспира мечтает каждая семья. Но, к сожалению, между мечтой и реальностью порой лежит пропасть непонимания и отчуждения. "Я совсем перестала понимать свою дочь", "Раньше сын был такой ласковый, делился своими переживаниями, а теперь...", "Нам словно подменили ребенка - стал грубым, не принимает никаких советов", "До 13 лет мы не знали забот с дочерью, а теперь..." - с такими проблемами стали часто обращаться родители, обеспокоенные изменениями в характере детей. Многим из них казалось, что вот подрастет ребенок, и забот станет меньше, и вздохнуть можно с облегчением. Но, как писал Лермонтов, воспитывать - самая трудная вещь. Думаешь: ну все, теперь кончилось,но не тут-то было - только начинается! Да, серьезные проблемы и в семье, и в школе, начинаются тогда, когда дети вступают в подростковый возраст. "Переходный возраст", "трудный возраст", как говорят обычно педагоги и родители. Трудный для них, но прежде всего для самих подростков. Наш стремительный сложный XXI век - век информационных перегрузок и стрессов оказывает свое влияние на всех, но прежде всего на подрастающее поколение. И не случайно многие психологи отмечают, что сегодняшние дети больше стали походить на свое время, чем на своих родителей. Как воспитывать, с какими мерками подходить к ним, как понимать их? Готовых рецептов по воспитанию подростков нет и быть не может, но есть общие психофизиологические закономерности, характерные для этого возраста, которые необходимо знать и родителям, и педагогам. Подростковый возраст охватывает значительный период в жизни ребенка: от 11 до 17 лет. Это качественно новый этап в формировании личности. Многочисленные факты, взятые из жизни подростков, свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте происходит образование собственно индивидуальности, формирование характера, дальнейшее развитие самосознания. Особенность этого периода и в том, что возникает противоречие между новыми потребностями подростка и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими и интеллектуальными возможностями и старыми формами взаимоотношений с окружающими, которые видят в нем по-прежнему еще ребенка; начинается обычное: "Я в твои годы..." и далее воспоминания о трудной юности и сопоставление с "легкостью" сегодняшней жизни. А дети не реагируют на их слова (особенно если это изо дня в день и надоедливо), они хотят иметь свой жизненный опыт. У современных подростков рано появляется чувство взрослости и связанное с этим желание, чтобы окружающие, и прежде всего родители, относились к ним, как к взрослым. Отсюда и стремление высвободиться из-под опеки. Борьба за самостоятельность более выражена в семьях, где в воспитании детей преобладает мелочный контроль или сверхзабота. По мере взросления возрастают и материальные потребности подростков, удовлетворение которых целиком и полностью зависит от родителей, что порождает порой массу конфликтов в семье. Подростки становятся излишне чувствительными к оценкам окружающих и остро реагируют на попытки взрослых умалить их достоинства, принизить их взрослость . В поведении появляется непослушание, своеволие, упрямство, особенно если родители, не вникнув в суть этого состояния, начинают настаивать на своем, ломать характер ребенка, вместо того чтобы умно и тактично обойти острые углы. Важнейшими моментами в психологической характеристике подросткового периода являются овладение морально-этическими нормами поведения, которые осуществляются под влиянием окружающих. И от того, каково это окружение, зависит уровень морально-этических принципов. К сожалению, в некоторых семьях быстрый рост материального благосостояния явно опережает развитие этики отношений между родителями, их культурный и нравственный уровень. Все трудности взаимоотношений в семье, конфликты, ссоры при детях, взаимные оскорбления, алкоголизм или сексуальная распущенность одного из родителей оказывают тяжелое воздействие на детей и оставляют неизгладимый след в психике. Особенностью подросткового возраста является и потребность в общении со сверстниками. Родители нередко недоумевают: "Что хорошего в бесцельных шатаниях по улице? Лучше бы книжку почитал". Или: "И что они находят в том, что собираются толпой, сидят во дворах и глазеют по сторонам?" А для подростка общение в группе необходимо. Другое дело, какая это группа, кто лидер, какие интересы объединяют всех. Подростковый возраст - это возраст выбора идеала для подражания. Подросток может выбрать кого угодно, вплоть до криминальной личности, если его моральные убеждения формируются стихийно, без умного, доброго руководства со стороны родителей. Большую ошибку допускают те из них, кто не обращает внимания на то, с кем дружат их дети, но еще большую те, кто, узнав, что дружат не с теми, с кем надо, идут по пути запрета. "Он плохой, я запрещаю с ним встречаться", - единственный аргумент в таких случаях. Вряд ли подросток сразу откажется от своих друзей, а взрослые требуют сделать это немедленно, и тем самым побуждают его лгать, скрывать эту сторону своей жизни. К сожалению, своими запретами мы сами толкаем детей в подворотню и теряем контроль над их поведением. А можно ведь и пригласить друзей сына или дочери к себе в дом, приглядеться к ним: может, они не такие уж и плохие? Да и ситуация будет под контролем. Конечно, хлопотное это дело - принимать в доме ватагу шумных и непоседливых гостей, особенно если вы устали за день и хочется отдохнуть в тишине, - но необходимое. Не надо будет терзать себя мыслью, где сын или дочь. Я знала семью, где по вечерам собиралась молодежь на "семейную дискотеку". Дочь пекла пирожки или печенье, угощала чаем. Всем было тепло и уютно в этом гостеприимном доме, и можно было бы жить спокойно, но однажды в компании появился незнакомец - парень красивый, но с криминальным прошлым. Мать заметила его особое внимание к дочери и ее заинтересованность в нем. Умная женщина не пошла по пути запретов: она только наблюдала за парнем и отмечала про себя его "лагерные" привычки, которые не нравились дочери, особенно, привычка громко "швыркать", когда он пил чай. Однажды за завтраком мать налила себе чай и начала пить, с серьезным видом подражая поклоннику дочери. "Мама, что это с тобой?" - удивилась дочь. "Подумаешь! Одним так можно, а мне нельзя?" - ответила мать с обидой в голосе. Через некоторое время парень исчез из компании дочери. "Что это Алешу не видно?" - поинтересовалась мать. "Да ну его, он слишком много хочет", - уклончиво ответила девушка. Инцидент был исчерпан. Еще одной особенностью подросткового периода является потребность осознать себя как личность. Впервые подросток задается вопросом: кто я такой, что из себя представляю? Возникает интерес к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к самоутверждению. И снова противоречие между жаждой познать себя и неумением анализировать и давать правильную оценку. Независимость и самостоятельность путают с грубостью и непослушанием; упрямство принимают за проявление твердой воли, а сумасбродные и очень рискованные для жизни поступки - за смелость. Однажды мне довелось наблюдать дикую картину: с криком "Безумству храбрых поем мы песню!" подростки перебегали улицу почти под самыми колесами движущихся автомобилей, повергая в шок водителей. Это часто случается с детьми робкими, застенчивыми, как желание доказать сверстникам и самим себе, прежде всего, что они не хуже. Ругать и строго наказывать в таких случаях бесполезно. Необходимо понять мотив поступка и помочь подростку найти другой путь для самоутверждения. Противоречие между жаждой познать себя и неумением адекватно оценивать свои возможности и способности может привести к конфликтам между высоким уровнем притязаний подростка и реальным положением его в социуме; между его отношением к самому себе и отношением к нему сверстников и взрослых. Это может привести к формированию либо чувства превосходства над другими, либо чувства собственной неполноценности. Плохо и то, и другое. Первое приводит к постоянным конфликтам с окружающими, особенно со сверстниками, и осложняет жизнь подростку, который становится в "позу непонятого" и озлобляется. А второе - к депрессивным реакциям с суицидальными тенденциями, число которых, как отмечает статистика, растет из года в год. Важно и в том и в другом случае помочь подростку разобраться в хаосе его души. Но помогать надо мягко, неназойливо, без нравоучений. Источник:psihology.net.ru/podrostki-kak-ix-ponimat/#more-3645 0
Просмотров: 248
Подписок на автора: 4
Поделиться