КамнепаД, 18 августа 2011 г., 9:10
Также важна форма проявления таких идей: выделяют мыслительные и эмоционально-образные сверхценные идеи. Первая форма ("интерпретативная") характеризуется преимущественно интравертированностью, внутренней напряжённостью и зачастую незримостью доминирования переживаний [1]. Идея устойчива, есть некая канва, шаблон, т.е. сама идея, которая диктует личности, в каком ключе трактовать события - человек же логически позволяет себе в это верить и находит аргументы в пользу своих убеждений. Идея, как правило, целостна, это уже мировоззрение; личность склонна к постоянному анализу и бесконечно находит все новые и новые аргументы для поддержания идеи. Все факты и события тщательно анализируются и классифицируются, логика является основой такой сверхценной идеи. Однако такой анализ далеко не объективен и не имеет практической ценности. Негативная сторона сверхценных идей - шаблонное реагирование, все оценки подгоняются под уже имеющийся шаблон. Однако в данной форме отсутствует завершенность мысли, человек постоянно сомневается и ищет все новые доказательства своей правоты, интерпретируя все события своей жизни и не успевая почувствовать реальность. Эмоциональную основу идеи составляет страсть - сильное, устойчивое и длительное чувство, которое, тем не менее, можно логически объяснить или хотя бы охарактеризовать. Поведение, связанное со сверхценной идеей, большей частью стеничное, целеустремлённое, планируемое, незначительные перемены становятся стрессовыми [1]. В отдельных случаях с помощью логических доводов возможно снизить важность идеи. Вторая форма ("аффективная") отличается ярко проявляющейся напряжённостью переживаний и очевидностью их доминирования [1]. Личность как бы поглощается идеей, и даже не пытается объяснить природу и важность идеи. Подкрепление идеи происходит при помощи воображаемых образов и предположений. Приводимые доводы ситуативны, непостоянны, а порой и противоречивы. Рассуждениями отчётливо управляет "эмоциональная" логика. Аргументами выступают сиюминутные эмоции, чувственные переживания при этом факты учитываются редко или искажаются. Ошибочность и противоречивость ярко проявляются в выводах, каких-либо суждениях. Поскольку ключевым фактором являются эмоции, убеждения весьма неустойчивы, периоды уверенности в истине сменяются неустойчивыми убеждениями, которые провоцируют страхи и ощущение беспомощности, неуверенности и потерянности, затем цикл повторяется. Сверхценные идеи нередко переходят в навязчивые идеи. Навязчивыми идеями называются представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в сознание больного, который понимает всю нелепость их и в то же время не может с ними бороться [1]. Сверхценные идеи также неотъемлемый компонент синдрома навязчивых состояний. В состав этого синдрома, наряду с навязчивыми мыслями, входят навязчивые страхи (фобии) и навязчивые влечения к действиям. Сверхценные идеи нарушают психическое равновесие и создают напряжение, которое личность затем пытается снять с помощью своеобразных ритуалов в форме повторяющихся навязчивых действий. Человек оправдывает необходимость и логичность своей сверхценной идеи и страдает от синдрома навязчивых состояний, которые приносят ему дискомфорт. Сверхценные идеи характеризуются четырьмя основными факторами: 1. Доминирование в психике: личность и идея сливаются, идея и самостоятельно выработанные правила начинают управлять поведением личности. Следование идее становится доминирующим, остальные потребности просто вытесняются из психики. 2. Аффективная насыщенность, "психологическая понятность" идеи и отсутствие окончательной убеждённости, те идеи, которые понятны "исходя из переживаний, ситуации и личности больного" (В. М. Морозов, 1934). Эмоции неустойчивы. Личность сама неуверенна в своих убеждениях и поэтому постоянно ищет дополнительное подтверждение им. 3. Ограничение психологической понятности сверхценных образований отсутствием "нелепого характера" содержания идеи (А. Б. Смулевич, 1972) расширяет понимание и границы сверхценности, нивелируя их самостоятельность [3]. Идеи понятны и объяснимы - это, как правило, реальные факты, которые были гипертрофированы обостренным восприятием личности. Личность может приводить аргументы и теории, хотя часто они смотрятся довольно нелепо, но обладают своей довольно продуманной логикой. 4. Четвёртый признак (отсутствие окончательной убеждённости) формулируется в литературе по-разному ("колебания в уверенности", "допускаются сомнения", "возможность внесения коррекции", "возможность критического отношения" и др.) [3]. Личности такого склада склонны к философствованию и рассуждению: это дает возможность и надежду на помощь им. Сверхценные идеи - это искусственно созданная реальность с множеством лабиринтов. Большинство сверхценных идей - это защита от проблемы выбора, потребности в самостоятельности, страх перед общепризнанными рамками и боязнь быть не таким как все. Иногда это даже может стать способом бегства от себя, что даже может удасться. Однако следует помнить, что выход из одного лабиринта часто является входом в другой. Интересно так же то, что сверхценные идеи часто бывают отражением тени, которая была открыта Карлом Густавом Юнгом. Высокопорядочные люди, склонные к морализированию, часто подавляют агрессию в обществе и выражают ее через поучение других, проявляя агрессию к "инаковерующим". Так же подозрительность, мнительность и недоверие часто проявляются у людей неуверенных в себе - они проецируют свою неуверенность на других. Однако возможен и противоположный аспект: возможно, человек сам склонен к обсуждению чужих поступков и ждет того же от окружающих. Сверхценные идеи - результат совокупности множества факторов и стечений как психологических феноменов, так и индивидуальных свойств человека. Все люди совершенно различны и каждый относится к определенному психотипу со своими чертами характера. Характерологические черты свойственны всем людям и в соответствии с ними в определенных жизненных ситуациях могут возникнуть определенные сверхценные идеи. Таким образом, каждому типу личности соответствует определенный тип сверхценных идей. Выделяют такие личностные радикалы - основные пути взаимодействия личности со средой. Источник: www.planetapsy.ru/psihologiya-lichnosti/sverhcennye-idei-realnost-kotoraya-prevraschaetsya-v-mify-i-mify-kotorye-stanovyatsya-realnostiu22 0
Просмотров: 148
Подписок на автора: 105
Поделиться