КамнепаД, 15 июня 2011 г., 19:10
Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Как много усилий тратится на это и как больно бывает, когда эти усилия не оправдываются. Почему в благополучных, любящих семьях ребёнок часто болеет, неуверен в себе или агрессивен, может быть безвольным и ведомым, не умеет ставить цель и добиваться её, или, напротив, становится эгоистичным и тиранит всю семью? Откуда берутся такие проблемы, как их решать, и может ли в этом помочь психолог? В последнее время всё больше родителей понимают, что дети не рождаются с психологическими проблемами. Психологические проблемы ребенка возникают под влиянием ближайшего социального окружения, в частности - семьи. Поэтому современные родители всё чаще обращаются к психологам, ожидая советов и предписаний о том, какими должны быть правила воспитания в семье, чтобы разрешить проблемы поведения ребенка. От психолога ожидают конкретных предписаний, что делать в конкретных ситуациях. Но всегда ли психолог может дать такие советы? И всегда ли такие советы могут помочь родителю в общении с собственным ребёнком? Многие матери считают, что интуитивно знают о своем ребёнке больше, чем любой врач, психолог, учитель. И во многом это действительно так. Матери, да и вообще все родители, подсознательно чувствуют, что происходит с их ребёнком и взаимодействуют с ними, исходя из этого внутреннего ощущения. В физическом мире нам помогает координировать движения вестибулярный аппарат. Его психологический аналог координирует наши действия в мире социальном. Работа вестибулярного аппарата в процессе движения не осознаётся. Хотя мы не замечаем его работу, если бы он исчез, мы сразу это почувствовали. Для каждого шага нам требовалась бы поддержка других людей, стен, костылей и т.д. Так и ощущения, определяющие поведение, родителей не осознаются. Когда интуитивное чувство равновесия, которое регулирует взаимодействие в семье, нарушено, не стоит обращаться к психологу для того, чтобы овладеть эффективными приёмами воспитания . Знания без понимания подобны костылям для человека с нарушениями вестибулярного аппарата. Для того, чтобы адекватно выстраивать отношения с собственным ребёнком, необходимы не только знания, но и следующие психологические качества, состоящие из трёх компонентов: 1) Эмоционально-чувственный компонент: Сопереживание - умение поставить себя на место ребенка и представить, что он чувствует. Уважение чувств ребенка - признание его права испытывать любые чувства. Не критиковать ребёнка за чувства, которые он испытывает - неприемлемы и пресекаемы могут быть действия, а не чувства. Одно и то же чувство приводит к разным действиям. Например, ревность ребёнка может привести к тому, что он может проявлять агрессию по отношению к младшему брату, может уподобиться поведению младшего брата, казаться более маленьким, чем есть на самом деле или, наоборот, более взрослым, умелым, хорошим. Задача родителей не пресекать чувства, поскольку это невозможно, а научить ребёнка социально приемлемым формам выражения этих чувств. 2) Интеллектуальный компонент. Способность моделировать в своём сознании образ другого человека. У нас всегда есть представление о том, каким является другой человек, его поведение, черты характера и т.д. Этот образ может не осознаваться, но он регулирует наши действия по отношению к другому, корректируется в соответствии с его поведением. Если мы хотим, чтобы наше общение было эффективным, то мы корректируем его в соответствии с меняющейся действительностью. Образ нашего ребёнка зачастую возникает раньше самого ребёнка и корректируется не образ, а сам ребёнок. Ребёнок подгоняется под ожидания родителей. Для того, чтобы мы могли правильно понимать ребёнка, его образ должен быть гибким, динамичным и корректироваться в соответствии с ребёнком. Есть такой анекдот. Ребёнок спросил у папы-физика почему солнышко светит. Папа очень долго и увлечённо рассказывал физические и астрономические теории. Ребёнок слушал, слушал и говорит: "Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?" Очевидно, что у детей есть не только возрастные особенности, но и индивидуальные: темперамент, характер, задатки, способности. Например, если родители-математики изначально ориентированны на ребёнка-математика, то его художественные, гуманитарные способности могут просто не замечаться. Если ребёнок оказывается гуманитарием, у него очень мало шансов добиться успеха, как в математике, так и в гуманитарных науках. Математических способностей нет, а другие не развиваются. 3) Компонент рефлексии, осознания. Осознание собственных мотивов, ожиданий, установок по отношению к ребёнку. Осознание соответствия собственного поведения и ожиданий от ребёнка. Например, я хочу, чтобы мой ребёнок вырос успешным, целеустремлённым, волевым. Но сейчас я хочу, чтобы мой ребёнок был послушным, дисциплинированным, жил моими интересам, а не ставил собственных целей. Вопрос: если я не даю ему возможности ставить цели сейчас, если я не хочу, чтобы он был упрямым сейчас, то откуда у него возникнут эти качества, когда он вырастет? Необходимо анализировать собственные действия, задавая себе вопрос "к чему приведут в будущем те требования к ребёнку, которые я предъявляю сейчас. Соответствует ли это тому, что я действительно хочу для ребёнка". Перечисленные психологические качества, так же как и музыкальные задатки есть у всех. Но для того, чтобы выстраивать гармоничные отношения с окружающими, их, как и музыкальный слух, необходимо развивать. Именно для развития этих качеств и нужен психолог. Источник: madeinmodiin.10bb.ru/viewtopic.php?id=965 0
Просмотров: 144
Подписок на автора: 105
Поделиться