_}PrinceSa{_, 17 апреля 2011 г., 19:46
%...НОРМА И ПАТОЛОГИЯ...% В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие "трудный подросток". Но что значит - "трудный"? Для кого, чем и почему? "Надо остерегаться смешивать "хороший" с "удобный, - писал Януш Корчак. - Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований". "Трудный подросток" - подчас всего лишь неудобный для взрослых. Имея в виду эту предрасположенность взрослых к собственному психологическому удобству в отношениях с подростком, осторожнее будет начать характеристики не самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Девиантное поведение подраздияется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят и деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска. Почему? Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способны предполагающие сознательную дисциплину и самоконтрлоль, еще не сложился или не окрепли. Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям? Продолжение следует... Источник: Книга "Психология ранней юности" И. С. Кон, Москва "ПРОСВЕЩЕНИЕ", 1989 год28 0
Просмотров: 133
Подписок на автора: 2
Поделиться