g655384691, 25 апреля 2011 г., 17:07
Студент, готовящийся к экзамену, напоминает эквилибриста в цирке. Водрузив на голову пирамиду разнокалиберных знаний и балансируя, он благополучно доносит ее до экзаменатора. Но при первом же шаге после сдачи экзамена пирамида рассыпается, и собрать ее вновь нет никакой возможности... Ситуацию экзамена образно описал известный писатель-фантаст Станислав Лем в одном из рассказов о пилоте Пирксе. Нам не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами, которые отбирают массу сил и нервной энергии. Каждый из нас на опыте убедился, что чем лучше подготовился, чем больше знаешь, тем и волнуешься меньше... А знаете ли вы, что существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и показателями тревожности, возникающих накануне важных для человека событий? Чрезмерная мотивация еще более усиливает нашу тревогу. Интеллектуальная же деятельность позволит правильно оценить ситуацию, рассчитать силы и сориентироваться в условиях неопределенности... А еще она поможет освободиться от чрезмерного напряжения. Почему? Читайте у Фрейда! Интеллект - это сложное и "насыщенное" явление психики, включающее в себя целый набор психических процессов: скорость мышления, память, эрудицию, или общую осведомленность, "легкость" переключения внимания, или подвижность нервных процессов, способность к мыслительным "нововведениям" (от "ригидности" до "флексибильности") и многое-многое другое. Но на плохую память часто жалуются, но на плохой интеллект - никогда! Вот почему важно развивать не столько память, сколько "мышление". Это особенно чувствуется в ситуации экзамена. Если мы не распределили силы перед экзаменом, прогнозы его исхода будут самыми неопределенными и мы окажемся во власти психической напряженности, или стресса до тех пор, пока ситуация как-нибудь не разрешится. Пусть даже провалом... Неопределенность, вызванная дефицитом информации, негативно скажется на всей нашей деятельности. Когда к этому добавится дефицит времени, или цейтнот, стрессовая ситуация может стать угрожающей: для здоровья, для чувства собственного достоинства, для положения в обществе... Когда же мы, наконец, понимаем, что не контролируем ситуацию, появляется страх, парализующий волю, мышление и даже мышцы... Мышечный блок еще более усиливает страх, образуя "замкнутый круг". Переживание страха - состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям - иными словами к тому, что приводит к ослаблению защитных сил организма, повышенной секреции эндокринных желез, обеспечивающих адаптацию к стрессам (например, адреналину), что собственно и отравляет наш организм. "Раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных..." А на экзамене страх получить неудовлетворительную оценку, потерять уважение окружающих или показаться смешным тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение. Источник: psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=106024 0
Просмотров: 282
Подписок на автора: 0
Поделиться