ГАЗЕТЧИК, 30 апреля 2011 г., 16:08
Бывает, что ребенок не вылезает из болезней. У педиатров есть даже термин "ЧДБ" - часто и длительно болеющие дети, когда после одной простуды ребенок подхватывает следующую, и этой веренице хворей не видно конца. Несмотря на самоотверженные усилия родителей, долгие хождения по врачам, множество утомительных для ребенка обследований и пригоршни лекарств, впихивание которых в сопротивляющееся чадо становится испытанием для родительского терпения, проблемы не отступают и тянутся порой годами. В чем причина? Подобные детские болезни относятся к психосоматическим, то есть имеют двойственную природу: и телесно-физиологическую, и душевную. И для того, чтобы полноценно восстановить здоровье ребенка, нужно убрать обе причины болезни! Если с телесными причинами борются врачи, то в устранении причин душевных необходима помощь психологов. Первое, чем они могут помочь, - научить родителей, особенно маму, выполнять со своим чадом специальную оздоровительную зарядку . Сюда входят различные игровые упражнения: успокоительное дыхание животом, игра с телесными ощущениями для разрядки эмоций, сброс стрессового напряжения мышц. Это - своего рода программа-минимум для психологического оздоровления ребенка. Но порой перед родителями встает еще и дополнительная обратная задача: что необходимо перестать делать, чтобы ребенок, в свою очередь, прекратил болеть. Ибо то, что делают некоторые мамы и папы, буквально заставляет их детей страдать, в том числе хроническими заболеваниями. Выходит, что дети болеют из-за родителей, хотя последние этого и не осознают. Виноваты ли в таких случаях несознательные родители? В ответе на этот вопрос скрыта проблема двойственности, противоречий между разумом и чувствами, между сознанием и подсознанием. Мнимым решением этих противоречий и оказывается болезнь. Помните замечательную фразу из кинофильма "Берегись автомобиля": Деточкин, конечно, виноват но он не виноват? . Так получается, когда намерения человека изначально позитивны, но результат его действий, увы, оказывается плачевным. То же самое может происходить и с родителями, когда их поведение приводит к детским болезням, - вот только сами они этой причинной связи не осознают. Ибо действуют, как им кажется, из лучших побуждений, заботясь о благе своих отпрысков. Как именно это происходит? Существует ряд эмоциональных ловушек , которые заставляют ребенка болеть. 1. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ В этом случае симптом болезни становится для ребенка либо оправданием отказа выполнять требования старших, либо разрешением для преодоления родительских запретов. Это отражение семейного педагогического сценария все позволено , когда родительская жалость, увы, обращается во вред ребенку - он привыкает болеть и подсознательно к этому стремится. Проще говоря, то, что для взрослых представляет собой жалость к ребенку, - для него самого становится поощрением болезни. Психологическое лекарство - разумная требовательность родителей, формирование семейных правил поведения, понятных ребенку и обязательных для выполнения. 2. ЩИТ Порой недуг ребенка служит живым щитом , за которым родственники ищут спасения от семейных конфликтов ("Как вы можете, когда ребенок болеет!"). Это та же индульгенция, только уже не для детей, а для родителей. Тут хворь становится для ребенка подсознательно желанной: ведь когда он болеет, в семье временно воцаряется хрупкий мир. Сюда же добавляется детский механизм самонаказания, или невротической вины. Ведь маленький ребенок из-за наивного эгоцентризма принимает на свой счет все, что происходит вокруг. Ему непонятны причины взрослых конфликтов, и когда родители недовольны друг другом, ребенок может считать себя виновником: он плохой , они ссорятся из-за него! То, что для взрослых семейный скандал, - для ребенка болезнь. Психологический рецепт прост: чтобы ребенок перестал болеть, старшие члены семьи должны наладить отношения друг с другом. Категорически нельзя допускать, чтобы дети становились свидетелями, и тем более участниками родительских ссор. 3. ДВОЙНАЯ ВЫГОДА Нередко ребенок использует нездоровье как способ не отпускать маму от себя: и самому не ходить в садик, и при этом мама останется с ним дома - две выгоды сразу! Такая двойная индульгенция может возникать и по инициативе родителей - конечно, не высказанной напрямую, а подсознательной. Например, если мама не заинтересована в своей работе и предпочла бы вместо нее находиться дома с ребенком, то он начинает чаще болеть, улавливая это скрытое желание. 4. ЗЕРКАЛО Мамы часто говорят: У нас такая-то болезнь , - не задумываясь об истинном значении этих слов. На самом деле недуг ребенка часто представляет собой болезнь на двоих . Мама переживает за ребенка, а он, как зеркало , отражает ее внутреннее состояние. Ведь малыш воспринимает маму и себя как одно целое. Когда она погружена в тяжелые душевные переживания, даже если и старается внешне этого не показывать, то ребенок заражается негативными чувствами, способными стать для него причиной нездоровья. Ибо то, что для взрослых - обычный эмоциональный стресс, для ребенка - прямой вред для здоровья. Ведь он еще не умеет справляться с эмоциями, вот и они превращаются в симптомы недуга, чаще всего болезней органов дыхания, пищеварения и аллергических расстройств. В этой ситуации сначала нужно помочь родителям, в первую очередь маме, преодолеть собственные эмоциональные трудности. Источник: www.psyh.ru/rubric/7/articles/931/48 0
Просмотров: 216
Подписок на автора: 2
Поделиться