Catrin, 22 марта 2011 г., 16:52
! 7. ! Болезненное сравнение. Мы часто сравниваем себя с другими, и иногда эти сравнения приносят нам негативные эмоции. Мы сравниваем себя с теми, кто имеет больше нас, и гораздо реже - с теми, кто имеет меньше, чем мы. Мы невольно сравниваем себя с теми, у кого есть то, чего не хватает, а то, что у нас есть, воспринимаем как должное (хотя если мы этого лишимся, мы почувствуем, насколько важно это для нас было: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем"). Что делать? Для начала отмести все ошибочные сопоставления. Определите, что конкретно вы сравниваете. Даже в одной и той же сфере жизни каждая ситуация имеет и плюсы, и минусы, и для того, чтобы сделать объективное сравнение, нужно изучить все стороны вопроса. Кроме того, нужно определиться с критериями. Что в каждой конкретной ситуации означает "лучше", а что "хуже"? А может быть, ни одна ситуация не лучше другой - просто они разные? ! 8. ! "А что, если...". В этом случае человека беспокоит нечто, чего, может быть, вообще не существует (или вероятность существования очень мала). Это как бы "тревога взаймы": вы не знаете всех обстоятельств, вы не знаете, как закончится дело, но начинаете воображать самое худшее. Помимо того, что этот синдром парализует вас, лишает способности делать что-либо, портит настроение, люди, страдающие этим синдромом, не решаются идти на риск (их пугают возможные негативные последствия самого худшего варианта развития событий, не давая осознать преимущества, которые они обретут в слечае успеха). Что делать, чтобы избежать негативного влияния "что, если..."? Задавать себе вопросы, уточняющие ситуацию. Насколько вероятен тот негативный исход, который пришел вам в голову? (иногда оказывается, что это вообще невозможно, просто вы сразу не учли все обстоятельства). Иногда бывает полезно изменить направление мыслей. Вместо того, чтобы думать "Что, если самолет упадет?", думайте: "Что, если он прилетит слишком рано?". Можно воспользоваться различными методами релаксации: найти интересную книгу, которая отвлечет вас от тревожных мыслей, заняться какими-то делами (обязательно такими, которые требуют умственного сосредоточения - т.е. такие, которые нельзя выполнять чисто механически). ! 9. ! "Ты должен!". Во многих случаях слова "ты должен", "я должен" положительно влияют на нашу жизнь - жизнь каждого человека и общества в целом. Однако при неправильном использовании эти слова могут принести массу неприятностей. Категоричное "должно быть так, а не иначе" становится опасным в следующих случаях: + когда вы не можете выполнить то, что "должны", и у вас появляется чувство вины или несостоятельности; + когда вы сделали (или не сделали) что-то в прошлом, и сейчас вас терзают сожаления; + когда другие сделали (или не сделали) то, что должны были, и вас это обидело или рассердило; + когда вы делаете то, что "должны", но в глубине души жалеете о своем поступке, испытываете чувство вины; Вывод: думать - полезно. Нужно определиться, что мы имеем в виду, говоря "должен". Иногда это на самом деле означает "было бы хорошо, если бы..." или "возможно, это будет так". Мы нередко подменяем словом "должен" совсем другие понятия. Проанализируйте, что случится, если вы выполните то, что "должны", и что случится, если не выполните. Любое действие (или бездействие) влечет за собой определнные последствия, но они могут быть совсем не такими, какие вы автоматически представляли себе. ! 10. ! "Да, но...". Поиск во всем каких-то отрицательных сторон, которые перевешивают положительные. Отбрасывание любых предложений, ведущих к выходу из сложной ситуации. Сочинение фантастических оправданий любым негативным явлениям. Один из вариантов: неверие в собственные силы. В таком случае выражение "Да, но..." - выражение собственного бессилия, оправдание перед самим собой и перед окружающими, или попытка увернуться от ответственности. Что делать? Прислушаться к собственным мыслям. Не уходите ли вы от попытки достигнуть желаемой цели? Не отталкиваете ли других людей, отвергая их доводы? Что вам нужно: найти оправдание сложившейся ситуации или исправить ее? Попробуйте использовать метод мозгового штурма, записав сначала все возможные варианты выхода из сложившейся ситуации (какими бы глупыми они вам ни показались), и только после этого приводите доводы "за" и "против" каждого из вариантов. Дорогие читатели, совершенствуйтесь и не делайте ошибок. Важно помнить: недостаточно понять суть своих ошибок. Не менее важно заставить себя прекратить совершать их. Счастья вам и всех благ. Источник: netnotes.narod.ru/philos/t14.html12 0
Просмотров: 153
Подписок на автора: 5
Поделиться