Галагазета | .... Наказания хорошие и разные (2) ....
....:::: Наказания: хорошие и разные (2) ::::....
g066712412, 20 февраля 2011 г., 3:04
    КАК НАКАЗЫВАТЬ ИЗВОЛИМ?

    Итак, основные методы наказаний можно разделить на три группы. В первую можно отнести, так называемые, спорные наказания, об эффективности и вреде которых активно спорят. Методы второй группы достаточно результативны, но должны применяться умело, а методы третьей никаких нареканий не вызывают.

    Первая группа:

    1. Физическое наказание.

    Простирается от одиночного шлепка тапочкой до битья ремнем. В эту же подгруппу входят щипки, надавливание на болевые точки, оплеухи, подзатыльники, пощечины. Эти способы наказания позволяют создать видимость смирения и готовности к послушанию. Связаны с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и "буйству" безусловного рефлекса, проявляющихся в чувстве страха. Иногда эффективны в особенно сложных ситуациях, когда остальные методы использованы (девочка 9 лет крала у родителей деньги и лишь после наказания ремнем перестала).
    Если эти способы применяются часто или походя, для профилактики, они приводят к тяжелым последствиям для психики ребенка и формируют защитное поведение по отношению к родителям.
    2. Позорящие наказания, возбуждающие страх духовных страданий, уязвление самолюбия, унижение личного достоинства. Часто связаны с обнажением интимных частей тела и выставлением ребенка в этом виде "напоказ". К счастью, практически истреблены в детских дошкольных учреждениях, хотя еще 50-60 лет назад активно применялись.
    3. Навешивание ярлыков на ребенка и публичное обсуждение его проступков. Это публичные выговоры, связанные с оценкой не поступка ребенка, а его личности ("неумеха", "дрянь", "черепаха", "дурачок"). Подрывает самооценку ребенка, способствует потере авторитета родителей.

    Вторая группа:

    1. Игнорирование.
    Основывается на страхе потери любви взрослого. Заключается в том, что ребенка некоторое время "не замечают", не реагируют на демонстративное продолжение нежелательного поведения, избегают глазного контакта с ним, говорят о ребенке в третьем лице и вообще ведут так, как будто ребенка рядом нет. Работает этот метод только в том случае, когда между взрослым и ребенком есть настоящее уважение и любовь, ведь только в этом случае ребенок будет бояться это потерять. Но игнорирование не должно продолжаться долго.
    2. Подавление, подчинение себе.
    "Я сказала, не делай так, значит, не делай!"- "А почему, мама?" - "Потому что я так сказала!" Метод подчинения себе применяется в том числе в образовательных учреждениях и часто бывает эффективен. Иногда бывает достаточно строгого взгляда, чтобы ребенок задумался над своим поведением. Также используются различные фразы, показывающие ребенку "кто здесь главный". Может как сочетаться с объяснением причин недовольства взрослого, так и нет. Также к разновидностям этого метода относится постановка в угол, усаживание на "особый" стул и тому подобные методы ограничения активности, когда взрослый определяет время наказания. Рекомендуется, чтобы время наказания не превышало количества минут, равного возрасту ребенка (для 6-летнего - 6 минут).
    3. Регулирование прав и обязанностей детей.
    Наказание может быть основано на том, чтобы ограничить права (например, запретить на время компьютерные игры), ограничить обязанности ("сегодня ты не сможешь помогать мне накрывать на стол") или, наоборот, их добавить ("не только вымоешь кухню, после того как разлил сок, но и пол во всей квартире").
    Нужно следить за тем, чтобы наказание было по возможности логически связано с проступком, а также шло вслед за ним по времени. Иначе ребенок лишь обидится или просто разозлится. Даже если он попросит прощения, это не всегда будет означать, что он обдумал свой проступок. Возможно, он просто надеется, что родители отменят наказание. А в будущем он может начать скрывать свои настоящие чувства, демонстрируя папе с мамой лишь то, что им понравится.

    Третья группа:

    1. Наказание по логике естественных последствий.
    Эта концепция была разработана Р. Дрейкурсом: существуют лишь последствия тех или иных поступков, а не наказания. Последствия делятся на два вида: естественные, которые происходят "сами собой" и за которые ребенку некого винить, кроме себя, и логические. Логические назначаются родителями и являются договором между ними и ребенком (например, "если ты не будешь убирать свои игрушки перед сном, я уберу их в специальный мешок, и ты сможешь его получить только через неделю"). Этот метод может быть применен только тогда, когда действия ребенка не создают очевидной опасности для него самого или окружающих.
    2. Осуждение поведения ребенка без затрагивания его личности с выработкой новой стратегии поведения. Ребенку необходима "обратная связь" от взрослого, чтобы понять, правильно ли он поступает или нет. Поэтому осуждение - это часто применяемый метод. Главное - говорить о проступке ребенка ("ты поступил плохо, когда сделал то-то и то-то"), а не о его личности ("ты плохой"). Для такого разговора нужно выбрать время, когда эмоциональное состояние ребенка и взрослого почти нормализовалось. Общение должно происходить "на одном уровне", то есть взрослый не должен возвышаться над ребенком. Взрослый должен интересоваться мнением ребенка ("как ты думаешь, что именно ты сделал не так?"). После обсуждения ситуации взрослый и ребенок вместе ищут варианты нового поведения в аналогичной ситуации, применимые в будущем.
    3. Апеллирование к чувствам взрослого с использованием "я"-высказывания. Многие родители недооценивают значения собственных эмоций по отношению к ребенку. Порой родители считают неправильным сказать ребенку "я разозлилась" или "я расстроилась, когда ты...". Нет, родитель все больше обвиняет: "Ты меня разозлил, ты меня расстроил". Такая позиция заставляет ребенка защищаться. Когда же родитель не боится говорить о своих чувствах, используя "я"-высказывание, это производит на ребенка совершенно иной эффект. Мама говорит: "Я расстроилась, когда ты..." - и в этом почти нет обвинения ребенка, а только информация для него, что его любимая мама страдает. Дети вовсе не "толстокожие" существа, неспособные понять чувства взрослого. Напротив, им чрезвычайно важно знать, что же испытывает родитель. Дети, родители которых пользовались этим методом с самого раннего возраста, вырастают способными к эмпатии.

    Источник: www.psyh.ru/rubric/4/articles/323/
22 0
Просмотров: 161
Подписок на автора: 4
Поделиться



Закрыть
© Team-Tech.ru, 2017 - 2024