Master, 13 августа 2010 г., 13:51
- Используйте активный, а не пассивный залог: "Мы хотим закупить новое оборудование для цеха", а не "Нам требуется закупить новое оборудование для цеха"; - Использование абстрактных существительных затрудняет восприятие. Говорите просто (как в анекдоте: "Пациент умер от амфибиотрофной асфиксии: жаба задушила"); - Избегайте специальных терминов, которые могут быть незнакомы аудитории; - Слова и предложения должны быть короткими. Не говорите: "В отдел кадров часто обращаются лица, достигшие пенсионного возраста, с вопросом о том, имеют ли они право выбирать между альтернативами выхода на пенсию и возможности перезаключения трудового договора". Гораздо проще и понятнее сказать: "Если вы желаете продолжать работу после достижения шестидесяти лет, дирекция готова обсудить это лично с каждым"; - Важен порядок представления материала, ведь слушатели не могут еще раз посмотреть в начало предложения. Вместо фразы "В связи с изменением налогового законодательства вероятно увеличение цен на энергоносители, что отразится и на себестоимости нашей продукции" лучше сказать "Себестоимость нашей продукции изменится, так как цены на энергоносители увеличатся"; - Перед глазами аудитории нет текста Вашего выступления. Если он достаточно сложный и содержит несколько частей, целесообразно каждую часть заканчивать выводами, а также заявлением и вопросом, позволяющим перейти к новому разделу. "Итак, мы рассмотрели ценовые предложения фирм-конкурентов. Наша теперешняя ценовая политика иная. Что же делать? Мы сузили возможности развития фирмы до трех вариантов. Сначала я вам кратко их напомню, затем мы по очереди обсудим. Первый вариант - ..." - Визуальные средства используются для дополнения того, что сообщает оратор. Основные визуальные средства - это слайды, видеозаписи, диаграммы. Не используйте визуальные средства без веских причин и не перегружайте выступление техническими приемами. Все, что включено в аудиовизуальный материал, должно быть хорошо видно и слышно каждому, и не должно дублировать текст выступления. Готовя материал для выступления, не следует записывать его в виде развернутых предложений на больших листах бумаги. Необходимо выделить основные вопросы, которые будут освещены на выступлении и отметить места, в которых Вы намерены привести тот или иной конкретный пример, иллюстрацию или обратиться к анализу своего практического опыта. Можно зафиксировать план на небольших четко пронумерованных карточках, в которых Вы хорошо ориентируетесь. Важные моменты следует выделить ярким карандашом или маркером, чтобы без дополнительных усилий и траты времени сделать акцент в нужном месте выступления. 6. Проработайте весь проект выступления в поисках моментов, где интерес аудитории может понижаться. Убедитесь, что все изменения, которые Вы вносите, чтобы повысить интерес, имеют отношение к предмету беседы. Выявите объяснения или аргументы, которые слишком длинны или сложны, и упростите их. 7. Если есть такая возможность, решите, где лучше проводить выступление. Если Вы выступаете перед своим коллективом, это, вероятно, будет хорошо знакомое всем место. Если же собрание или презентация проводится "на выезде", необходимо заранее позаботиться о помещении. Незнакомое помещение значительно увеличивает тревожность не только аудитории, но и самого оратора. Таким образом, все должны быть заранее проинформированы, где проводится собрание, а выступающему необходимо прибыть на место выступления как минимум за час, чтобы соответствующим образом организовать пространство: включить свет, расставить стулья, настроить аудио- и видеоаппаратуру, разложить раздаточный материал так, чтобы им можно было легко оперировать в ходе выступления. При организации пространства выступления психологи рекомендуют избегать слишком просторных комнат. Если в зале на 100 человек присутствует всего 20, у аудитории создается ощущение оторванности друг от друга и от оратора. Если же, как часто бывает, кто-то из слушателей сядет в задних рядах, вам будет сложно поддерживать с ним контакт. Зал должен заполняться как минимум на 50%. Если вы выбираете между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, выбирайте меньший. С другой стороны, если комната для выступлений достаточно мала, и есть вероятность того, что придет больше слушателей, чем запланировано, Вам потребуется искать дополнительные стулья, а близкое присутствие чужих людей будет вызывать напряжение у аудитории. При одинаковых задачах лучше выбирать зал квадратной формы. Узкое и глубокое помещение создает у присутствующих впечатление шоу, а широкое и неглубокое считается более неофициальным и удобным для вовлечения аудитории в дискуссию. Проверьте, каково расстояние от Вашего места до первого ряда. Если оно велико, придется передвинуть кафедру. Уточните, как слышен Ваш голос. Одинаково хорошо Вас должны слышать во всех концах аудитории. Вероятно, для этого придется использовать микрофон. СОВЕТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВОЛНЕНИЯ: Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано. Основные причины сверхволнения: - Недостаток опыта публичных выступлений; - Ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе; - Сомнение в том, что слушателям будет интересно; - Наличие в личном опыте случая провала; - Чрезмерное погружение в свои переживания. Если Ваше волнение связано преимущественно со слушателями: - выберите доброжелательного слушателя и говорите, как будто только для него (главное - научиться смотреть ему/ей в глаза); - как только почувствуете, что между Вами и Вашим доброжелательным слушателем возник контакт, слегка кивните ему/ей и переведите глаза на его соседа, установите контакт глазами с ним; - старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и доброжелательно; - научитесь улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала. Если Ваше волнение связано с самим собой: - Нарабатывайте опыт выступлений: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, вступайте в коллективные дискуссии; - Путем проб и ошибок найдите свой оптимум - Ваше внутреннее состояние, при котором Вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает "радость полета", кто-то - сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что Вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т.д.; - Перед выступлением "разогрейтесь" - поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории. ОБЩИЕ СОВЕТЫ: - Примерно за день до выступления, в аудитории, где будет проходить собрание, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором Вы будете находиться, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку Вашей речи и т.п.; - Вечером перед сном попробуйте задать себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как Вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, Вы должны почувствовать и поверить, что выступление будет успешным; - За несколько часов до выступления, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте весь процесс Вашего доклада, спланируйте сценарий. При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что все пройдет успешно. Автор: Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества Источник: www.psychologov.net/view_post.php?id=149417 0
Просмотров: 136
Подписок на автора: 37
Поделиться