Master, 13 августа 2010 г., 13:52
Каждому руководителю приходится работать с большим объемом информации и доносить определенную ее часть до своих сотрудников. Процесс работы с текстом достаточно сложен. От его продуктивности во многом зависит эффект воздействия на аудиторию. Выступления в организации обычно непродолжительны. Выступления, сообщения различного рода - это, скорее, процесс, обеспечивающий эффективное выполнение основной задачи. Задача выступающего - как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Если этого не произойдет, рабочее время потеряно зря. Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к нему должен длиться примерно в два раза больше, чем само выступление. Так, если оно рассчитано на час, то серьезная подготовка к нему займет не менее двух часов. Время подготовки уменьшается, если проводится рабочее собрание, на котором новая и сложная информация аудитории практически не преподносится, и увеличивается, если выступление имеет достаточно сложную структуру, аудитории сообщается большой объем важной, полезной и трудной к усвоению информации. При планировании выступления необходимо проработать следующие этапы: 1. Сформулируйте конкретную цель выступления одним предложением. Постарайтесь сформулировать ее как можно яснее, избегая расплывчатых, общих ответов. Цель Вашего выступления может быть сформулирована так: "Выяснить, кто из сотрудников отдела сбыта будет участвовать в тренинге, который будет проводиться с... по... на базе...", - но не так: "Определить, как сотрудники относятся к повышению квалификации". Задайте себе вопрос: "Что я стремлюсь сообщить аудитории?" Цель выступления станет критерием, по которому Вы будете проверять все, что может быть включено в него. 2. Определитесь относительно аудитории. Вы организуете выступление с определенной целью, но Ваша аудитория также имеет свои цели, интересы, мнения и т.д. Чтобы эффективно донести материал, необходимо понять слушателей. Поэтому определите цели, ожидания и ценности предполагаемой аудитории. Данная задача особенно важна, если Вы выступаете перед незнакомыми людьми. Определите, сколько человек будет присутствовать на выступлении. Обычно выделяют три типа аудитории, различаемых по размеру: - малая аудитория (группа до 12-15 человек); - средняя аудитория (группа до 50-100 человек); - большая аудитория (больше ста человек). Реакция каждого типа аудитории на выступающего различна, потому преподнесение материала также должно отличаться. Основная закономерность состоит в том, что по мере увеличения размеров аудитории она становится все более однородной. Специфика восприятия заключается в том, что сидящий отдельно человек обладает хорошей способностью к концентрации внимания на одном объекте, и, следовательно, быстрой обработке и синтезу информации. Ресурс его внимания сосредоточен на рабочем объекте (главном стимуле), периферические (второстепенные) стимулы внимание практически не притягивают. Человек, сидящий в компании других людей, находится в иной ситуации: его внимание фокусируется не только на рабочих объектах (например, обсуждении проекта), но и на периферических стимулах (слова, жестикуляция соседа, звук шагов, смех в противоположном углу зала в ответ на его слова, недовольное выражение лица начальника). Второй нюанс: чем больше слушателей присутствует в зале, тем меньше они реагируют на информацию и больше - на человека, который эту информацию им презентует. Вывод: большая аудитория не годится для детальных и обстоятельных дискуссий. Маловероятно, что при этом смогут высказаться все желающие. С другой стороны, здесь гораздо труднее так построить доводы, чтобы аргументы выступающего были понятны всем присутствующим. Работа с большой аудиторией достаточно сложна. Подумайте, действительно ли Вам необходимо выступать перед большим залом. Может, стоит провести собрание для меньшего числа слушателей? Если же лучшим средством донесения материала является маленькая аудитория, а прийти на выступления хотят триста человек, рекомендуется разбить такую аудиторию на части и провести несколько собраний. Важное отличие малой аудитории от большой заключается в том, что первая не сливается в одну безликую массу, реагирующую на выступающего как единый организм. Здесь каждый может вносить свои идеи в обсуждение, а если все время говорит один выступающий - это лишь подчеркнет его высокомерие и стремление монополизировать встречу. Если большая аудитория может задавать вопросы только тогда, когда Вы попросите об этом (это гораздо удобнее и для выступающего, и для самих слушателей), то в малой аудитории необходимо пытаться наладить диалог и вовлечь всех присутствующих в дискуссию. У малой группы существует один недостаток - ведущий тратит свое время и силы лишь для малого числа людей. Однако он компенсируется тем, что этих людей можно убедить в гораздо большей степени, чем большую аудиторию. В свою очередь, ведущий гораздо чаще находится "под обстрелом" различных точек зрения, что предъявляет дополнительные требования к его компетентности, умению организовать неформальную атмосферу. 3. Установите, какое впечатление Вы хотели бы в итоге оставить у аудитории. Решите, на что следует обратить внимание слушателей; придумайте, что сделать, чтобы они действительно это отметили и запомнили. Сформулируйте ключевую фразу, которую, по Вашему замыслу, должны запомнить слушатели. 4. Решите, какие разделы включить в выступление и каково назначение каждого раздела. Разместите разделы в логическом порядке, учитывая время. Сделайте их достаточно короткими, чтобы увеличить период устойчивого внимания аудитории. Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, в первые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. В последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Имейте в виду, внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что выступление близко к завершению. Здесь можно привести следующие рекомендации: - Факты, которые, по замыслу выступающего, аудитория должна запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. Особенно важны последняя иллюстрация и вывод в каждом выступлении. Их можно особо выделять длительной паузой после важного пункта; - Так как степень внимания после первых десяти минут снижается, то как раз с этого момента и до тех пор, пока она не начнет опять возрастать, особая роль отводится разнообразию структуры выступления и приемам, призванным разбудить интерес аудитории; - Перерывы - также важный момент. Если выступление занимает больше сорока минут, надо сделать перерыв. Если выступление длится больше полутора часов, лучше сделать два перерыва по десять минут, чем один на двадцать; - Пометьте разделы по степени важности буквами А, В, С, чтобы в случае необходимости скорее отсеять ненужную информацию. А - это то, что должно быть включено в выступление обязательно, В - то, что желательно включить, С - то, что хорошо сказать, если для этого останется время. Обдумайте пути варьирования структуры выступления. Убедитесь, что каждый раздел заканчивается важным сообщением или промежуточными выводами. 5. При работе с текстом следует учитывать несколько особенностей устной речи. Независимо от темы выступления, плохо подобранные слова и выражения могут вызвать раздражение даже у самой заинтересованной аудитории. Во-первых, можно записать на бумаге весь текст выступления и затем просто его зачитать. Но для большинства людей неприятно, когда им читают доклад, лишь изредка поглядывая в зал. Поэтому наилучший вариант - записать выступление тезисно и, выступая перед слушателями, заглядывать в конспект только по мере необходимости. Во-вторых, разговорный и письменный языки значительно отличаются. То, что легко усваивается при чтении, при восприятии на слух может вызвать существенные затруднения. Если выбран вариант устного представления материала (что предпочтительней), то составлять выступление нужно с учетом ряда условий: - Все, что отдает напыщенной прозой, будет мешать коммуникации. Фраза: "Потребитель, очевидно, сталкивался с некоторыми неудачными образцами продукции нашего предприятия. В отдел поступило множество жалоб на плохое качество товара", - будет восприниматься на слух очень тяжело; - Знаки препинания при передаче речью выделяются паузами или соответствующими частями речи. Например, вместо двоеточия говорится "потому что": не "нужно приступать к работе: осталось мало времени", а "нужно приступать к работе, потому что времени осталось мало"; - Чаще используйте первое и второе лицо, реже - третье и неопределенную форму глагола. Такая форма высказываний придает личностную окраску тексту: "я хочу сказать, что все вы знаете, как трудно убедить покупателя выбрать тот или иной товар", а не "бывает трудно убедить покупателя выбрать тот или иной товар". Источник: www.psychologov.net/view_post.php?id=149425 0
Просмотров: 144
Подписок на автора: 37
Поделиться