Master, 15 апреля 2010 г., 14:15
#КАК ЖИТЬ С "ВЯЗКИМ" ХАРАКТЕРОМ?# Когда в четырнадцать-пятнадцать лет подростки начинают смотреть на свой характер как на что-то внешнее по отношению к самим себе, когда анализируют полученное в наследство от родителей и природы, они испытывают сильные чувства. Редко встретишь подростка довольного своим характером. Но есть среди ребят такие, кто, трезво оценивая свое "наследство", приходит в ужас. Подобно героине фантастического фильма "Чужие" Сигурни Уивер, они буквально чувствуют, что в их теле живет своей неуправляемой, агрессивной жизнью чудовище! Сегодня разговор о характере, который психологи называют "застревающим", вязким. Главные его черты связаны с особенностями организма человека. Физиология - предпосылка основного свойства такого характера - недостаточной подвижности нервных процессов. Возможно, в детстве подросток перенес серьезное заболевание или травму, но чаще "вязкость" характера - наследственная особенность нервной системы. Люди, обладающие таким характером, агрессивны, им сложно успокоить свой гнев. Стоит лишь мысленно вернуться к случившемуся, как немедленно оживают сопровождавшие стресс эмоции. Мстительность таких детей и подростков хорошо известна учителям и родителям. С завидным упорством дети отстаивают свои интересы, наказывают обидчиков или тех, кого к ним относят. Они честолюбивы и самоуверенны. Поощрений им всегда не хватает. Кажется, что подросток с застревающим характером имеет сильные защитные механизмы. Однако это не так. Болезненно чувствительный, он постоянно страдает от мнимого "плохого отношения" к себе, его недоверие к людям не обоснованно, а подозрительность превосходит все разумные пределы. При этом такие ребята прекрасно знают, где и как нужно себя вести. В классе это может быть аккуратный, педантичный, очень честолюбивый и высоко интеллектуальный человек, возможно, лишь несколько угрюмый и необщительный. Но дома он превращается в тирана, может доводить до слез маму и бабушку придирками, угрозами, постоянной готовностью все держать под своим контролем. Отношения со сверстниками не налаживаются. Он часто говорит, что терпит много страданий из-за несправедливых насмешек и издевательств сверстников. Много думает и говорит о том, что отомстит, что никогда этого не забудет. Когда характер выражен ярко, отношения со сверстниками упираются в вопрос власти. Для такого подростка важно не просто стать лидером, но властвовать. Поэтому он охотно отыскивает компании из младших и слабых, тех, кто не способен дать ему отпор, устанавливает порядки, всегда выгодные для него самого. Симпатиями такие подростки не пользуются, их власть держится на страхе. В некоторый семьях воспитание можно сравнить с тесной комнатой, стены которой рядом - рукой подать: и здесь запрет, и там - "нельзя". В других семьях многое разрешено, много свободы. Но есть такие, где воспитание напоминает комнату, стены которой ходят ходуном. Запреты и разрешения никогда не находятся на одном и том же месте. Представьте себя в такой комнате. Тревога и неумолимое желание опереться о "стенку", найти предел дозволенного - вот что естественным образом формируется у ребенка в такой ситуации. Его обрекают на постоянные метания между исполнением его желаний и наложением на них запрета. В конце концов у подростка вырабатывается враждебное отношение к самому строгому воспитателю. Если взрослый "качается", подобно маятнику, между запретами и вседозволенностью, то у ребенка возникает чувство ненависти-любви к этому человеку. Он и очень привязан и одновременно выставляет взрослому огромный счет. Как и о чем с ними говорить. Подростки с ярко выраженным "вязким" характером в тяжелые моменты угрюмо-злобного настроения нуждаются в покое. Внимание подростка к своему здоровью, к своему благополучию облегчает задачи взрослого, готового заботиться о нем. Разговоры должны быть обстоятельны и неторопливы. Всегда делайте акцент на положительные черты подростка: любовь к порядку, аккуратность, обстоятельность, трезвость расчетов. И очень мягко говорите об отрицательных свойствах натуры. Продолжение ниже...24 0
Просмотров: 128
Подписок на автора: 37
Поделиться