Frog, 7 февраля 2010 г., 0:36
ПРОСТО ПОЧИТАЙТЕ Можно ли распознать психические нарушения в раннем возрасте? Такая информация нужна не для праздного любопытства: знать о надвигающейся проблеме лучше заранее, ведь, чем раньше начаты коррекция и лечение - тем больше шансов исправить ситуацию в пределах возможного. Наиболее распространенное нарушение у современных детей - это, так называемый, гипердинамический синдром или "синдром дефицита внимания". Под этим термином подразумевается не недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, а недостаток способности самого ребенка на чем-либо сконцентрироваться. Этот синдром выявляют у 5-10% детей, причем, преимущественно - у мальчиков. Проявления гипердинамического синдрома начинаются лет с 1,5 и "затухают", примерно, к 15 годам, а "расцвет" его приходится на возраст от 4 до 8 лет. Гипердинамичные или, как их обычно называют, гиперактивные дети - это прямая противоположность аутистам: они чрезвычайно общительны и впечатлительны, беспокойны, неусидчивы, импульсивны, эмоциональны. Но все эмоции и впечатления их неглубоки и мимолетны ("в одно ухо влетело - в другое вылетело"), они ни на чем не способны сконцентрироваться дольше нескольких минут, у них нет устойчивых интересов, они не способны целенаправленно чего-либо достигать. Причины всех этих "безобразий" - в небольших органических поражениях головного мозга в результате нарушений, возникших в ходе беременности или в процессе родов, наследственной предрасположенности либо травмы, полученной в раннем возрасте. Главные проблемы у таких детей начинаются в школе (хотя уже и в детском саду они обычно "собирают" все замечания воспитателей). Гиперактивный ребенок также мучается со школой, как и школа - с ним, поскольку, у него в дефиците именно те качества, которые, в первую очередь, требуются от ученика: внимание, усидчивость, умение работать самостоятельно и планировать свое время и действия - все это его больные места. Кроме того, у таких детей нарушена эмоциональная сфера: они агрессивны и вспыльчивы, что еще более, чем невнимательность, затрудняет их адаптацию в школе. Причем, их агрессия - словно тоже "ненастоящая": они загораются, как спички, от ничтожнейшего повода и в гневе совершенно не контролируют себя и силу своих действий, поэтому порой кажутся бессмысленно жестокими и "испорченными". Однако это - всего лишь вспышки: ничего дурного они обычно заранее не планируют, через 5 минут после драки они уже и не помнят, что же произошло, могут предложить избитому ими ребенку продолжить игру и никак не поймут, почему их все избегают и сторонятся. Такой ребенок постоянно получает замечания за вечные драки и конфликты, и при этом он на самом деле не злой, очень любит общаться, тянется к детям (которые, понятно, не всегда рады его обществу - что только усугубляет ситуацию). Еще одна причина школьных проблем - трудности в обучении письму и чтению: все нарушения, которые только могут быть связаны с этими процессами, обычно выпадают на их долю. Пишут они слишком крупными буквами, почерк их ужасен, тетрадки - самые грязные и мятые в классе (равно как и их одежда), личные вещи вечно теряются. Понятно, что именно эти дети, как магнитом, притягивают к себе все замечания, укоризненные взгляды и неприязненное отношение, как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов. Поэтому - внимание, родители: главное, что вы можете сделать для своего ребенка - это запастись безграничным терпением и дать ему понять, что вы его любите таким, какой он есть, что вы не объединились против него со всем миром, что семья - то место, где он в любом случае найдет понимание. Потому что "упустить" такого ребенка - проще простого: ему так часто и так много окружающие говорят о том, какой он "плохой", что очень быстро он и сам начинает в это верить и вести себя соответственно. Изгнанный из всех "приличных" компаний, он "летит туда, где принимают" - во двор, к таким же изгоям, как и он сам. А поскольку, как мы помним, планировать свои действия они не способны, зато легко впадают в гнев и не контролируют свои поступки, то очень быстро влипают в неприятности и пополняют ряды малолетних правонарушителей. Итак, любите их такими, какие они есть, ведь это ваши родные дети. Они не плохи и не испорченны - просто они требуют особого внимания: очень нуждаются в искреннем принятии, а еще - в обилии физической активности (все виды спорта, требующие максимума отдачи сил - это для них), чтобы выплеснуть в "правильное" русло свое обилие энергии. Также этим детям необходимо, чтобы их направляли, структурировали их время, учили планировать свои действия. Неплохим вариантом будет, как ни странно, собака (если только родители проявят твердость и не возьмут на себя заботы по ее воспитанию): необходимость кормить и выгуливать своего друга в строго определенное время (а иначе собака взбунтуется!) даст возможность ребенку развить то, чего ему не достает. Последнее нарушение - так называемый синдром бродяжничества. Помимо социальных причин, есть немало психологических "сбоев", приводящих к ситуации, когда ребенок систематически уходит из дома, путешествует в течение довольно длительного времени, либо просто "гуляет" по улицам. Пик охоты к перемене мест приходится на возраст от 7 до 15 лет, причем, с мальчиками это случается значительно чаще, чем с девочками. Существует несколько "сценариев" склонности к бродяжничеству: - это может быть тяга к новым впечатлениям, потребность в притоке постоянно меняющейся информации, своеобразное ощущение, когда "стены давят", и ребенок не может долго оставаться на одном месте - это патологическое состояние называют дромоманией; - возможна жажда приключений, "экшена", "настоящей жизни", причем, дети нередко долго и тщательно (в их понимании) готовятся к таким путешествиям; - наконец, дети могут покидать дом по причине того, что там им элементарно плохо: с ними жестоко обращаются либо не замечают совсем, и уйти - единственный способ избежать невыносимой более обстановки, или же сделать хоть что-то, чтобы ребенка (ну хотя бы его отсутствие) наконец заметили. Уходы могут быть, как кратковременными, так и длительными, как разовыми и нечастыми - так и привычными. Появляются определенные стереотипы и традиции: любимые места и маршруты "путешествий". В случае, если человек все же благополучно перерастает такой период, тяга к приключениям и перемене мест остается с ним навсегда: он любит походы и путешествия, предпочитает работу, связанную с командировками. Причинами таких состояний в детстве могут быть серьезные нарушения (психопатии, шизофрении), органические патологии (олигофрении, эпилепсии), поэтому к таким детям нужно быть особенно внимательными. Однако бродяжничество может быть спровоцировано и у совершенно здорового ребенка - нездоровой атмосферой в семье. Итак, как видим, уже в детском возрасте мы можем заметить истоки многих проблем, которые без достаточного внимания могут обернуться серьезными неприятностями в будущем. Однако хочется вновь, как и в предыдущем материале (это очень важно, поэтому - повторюсь), посоветовать мамам и папам не впадать в паранойю и не выискивать у своего ребенка все то, о чем они прочтут в этой статье: диагнозы никогда не ставятся на основании найденных в Интернете материалов. И, конечно же, найдя совпадения в одном-двух признаках, рано бить тревогу: любой диагноз - это совокупность симптомов, а не "что-то похожее". Источник: www.psychologov.net/view_post.php?id=134227 0
Просмотров: 138
Подписок на автора: 11
Поделиться