Галагазета | ИГРЫ И ИГРИЩА
8-)ИГРЫ И ИГРИЩА8-)
Frog, 10 февраля 2010 г., 12:20
8-)ИГРЫ И ИГРИЩА8-)
 
Продолжение...
 
Карнавал, маскарад, кавардак.
 
 Перейдём от игр к массовой игре, лучший пример которой нам даёт средневековый карнавал. Шуты, дураки, паяцы. Вселенский смех хаоса. Гримасы, гротеск, грёзы. Маски, куклы, марионетки. Турбулентный карнавал - пульсация взрывов аскетичной и строгой атмосферы средних веков. Большие города жили карнавалом в общей сложности до трех месяцев в году. И эта остановка времени, проваливание его в Ничто, порождала сверхприбыли. Ярмарки с участием великанов, карликов, уродов, "ученых" зверей, сопровождавшиеся театральными постановками, так активизировали экономику, что толчка хватало до следующей ярмарки.
 
 На время праздника стирались все мыслимые различия и иерархии. Всё переворачивалось с ног на голову. Нищий становился принцем, принц становился нищим. Высокопоставленные церковники разрешали себе отдых от благоговейной серьезности, пародируя учёные трактаты. Короновали осла. Апофеоз карнавально-смеховой культуры - праздник дурака. "Праздники дураков в основном носили характер пародийной травестии официального культа, сопровождались переодеваниями и маскировками, непристойными танцами. Почти все обряды праздника дураков являются гротескными снижениями различных церковных обрядов и символов путем перевода их в материально-телесный план: обжорство и пьянство прямо на алтаре, неприличные телодвижения, обнажение тел", - пишет Михаил Бахтин.
 
 Формат общения приобретал ирреальность, стирались все границы, запреты, нормы, правила, дистанции. Порождая причудливые речевые жанры, переплетённые с фамильярничанием, ругательствами, пародированием и смеховыми формами.
 
 Смех, смех, смех. Тотальное обсмеивание, пародия, обыгрывание. Шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари). Шут - фигура-промежуток на грани двух миров: реального и воображаемого, жизни и искусства. В огне карнавала границы реальности расплавляются: в карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью.
 
 Символ карнавала - маска. "Маска связана с радостью смен и перевоплощений, с веселой относительностью, с веселым же отрицанием тождества и однозначности, с отрицанием тупого совпадения с самим собой; маска связана с переходами, метаморфозами, нарушениями естественных границ, с осмеянием, с прозвищем (вместо имени); в маске воплощено игровое начало жизни, в основе ее лежит совсем особое взаимоотношение действительности и образа, характерное для древнейших обрядово-зрелищных форм". И если в народном карнавале маска стирает идентичности, открывая возможности, позволяя быть кем угодно, то она же, оторванная от смеховой культуры, приобретает негативное значение: маска что-то скрывает, утаивает, обманывает и т.п. В романтизме маска почти полностью утрачивает свой возрождающий и обновляющий момент и приобретает мрачный оттенок. За маской часто оказывается страшная пустота, Ничто. Между тем, в народном гротеске за маской всегда неисчерпаемость и многоликость жизни.
 
 Карнавально-смеховой формат держал в себе хаос, приучая людей к нему и давая возможность "дырявить" заполненность и серьёзность обыденного и порядка. Воплощая собой идею вселенского обновления, он тренировал преодоление страха, по определению Бахтина, "крайнего выражения односторонней и глупой серьезности, побеждаемой смехом".
 
 Корни карнавала - в римских сатурналиях, дионисийских мистериях, которые мыслились как реальный и полный (но временный) возврат на землю золотого века, века безграничных возможностей, подлинной жизни и настоящего единения.
 
 В эпоху Возрождения символическая фигура Дурака изымается из массового тренинга под названием "карнавал" и отправляется в плавание на Корабле Дураков, загадочном пьяном корабле, бороздящем тихие воды европейских рек.
 
Минздрав предупреждает.
 
 Писать об игре можно бесконечно. Но все пишущие об игре отмечают, что игру описать невозможно - в неё можно только играть. Вовлекая в неё вещи, становящиеся игрушками, проигрывая и выигрывая. Кстати, придумыванием и изготовлением игрушек не чурались заниматься античные философы. Поскольку, игрушка - это философия. Скажи мне, какие у тебя игрушки, и я скажу, кто ты.
 
 Интерес к игре в современной культуре неспроста. Однако этот интерес, вовлечённый в кругооборот потребления, и становится фактором вырождения игр. На Западе термин "bussiness game" используется применительно к компьютерным симуляциям и e-learning. Само рождение деловых игр возводят к Марии Бирнштейн, которая со своим мужем в 1932 году провела на ленинградском заводе пишущих машин "организационно-производственные испытаниями", целью которых был переход фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства. (В США первая bussiness game была создана только в 1956 году). В деловых играх теряется сам смысл игры - её противопоставленность утилитаризму и прагматичности жизни. И её опасность для общества, человека, компании. "Однако игра сама по себе не создает нового, не творит, она лишь "выворачивает внутренности" миров, сдирая маску за маской и создавая новые миры (обозначая достигнутый предел откровенности). Новое творит Не-Игра: новое создает регулярная работа, труд и мысль человека. Позитивное противостоит игре при создании и становится ее жертвой, будучи созданным". Так что, уважаемые риск-менеджеры, будьте осторожнее: Игра началась. И она - не деловая.
 
Резюме.
 
 История игр показывает, что лишь очень малая часть того, что называют громким именем деловых игр, может носить высокое имя игры.
 
 Между тем, игра как форма организации групповой работы, обладает огромными ресурсами. Об этом говорит и то, что игра - это привилегия высших сословий (или состояний - в европейских языках сословие и состояние и обозначаются часто одним словом с корнем "ста", образующим куст "вертикальных" слов - стоять, стать, ставка, стан). Неслучайно, рыцари, чьим профессиональным занятием было участие в войнах и турнирах (и то и другое в этом случае игра), между ними занимались только отдыхом, увеселениями и тренировкой.
 
 Наблюдайте за тем, как играют дети. Лучше, если это будут ваши дети. Или дети ваших друзей. Им, кстати, иногда нужна ваша помощь по уходу за ребёнком.
 
 Встройте в собственную жизнь игровое отношение к лишениям и тяготам жизни. Это может стать прекрасным тренингом по проведению игр и антистрессовым средством.
 
 Читайте сказки. Вслух. Верьте в сказки и чудеса. Хотя это очень сложно в понятном расколдованном мире, скукожившегося в идеологии и мнения, создаваемые усреднённой понятливостью, не допускающей неизъяснимости, непостижимости чуда. Объяснённое чудо - уже не чудо. В серьёзности и понятливости мира прорастают сегменты корневища кризиса современного общества. Пройти кризис - значит, игрой разрушить обветшалое и неподлинное.
 
Снимите маску.
 
 Танцуйте, пойте, читайте стихи. Сходите в консерваторию.
 
 Не оставляйте кризис в игре и тренинге без суда, спора, рефлексии. Не замазывайте конфликты.
 
 Не бойтесь показаться дураком - раздутые от чувства собственной важности люди имеют обыкновение лопаться и сдуваться при каждом уколе.
 
 Почитайте "Человека играющего" Хейзинги, "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" Бахтина, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Игру в бисер" Гессе, "Лотерею в Вавилоне" Борхеса, "Психологию игры" Эльконина. Очень мощный текст об игре - "Организационно-деятельностные игры: мышление в зоне риска" - написан нашим современником Сергеем Поповым.
 
 Играя, не заигрывайтесь. Помните о Коровьеве-Фаготе, темно-фиолетовом рыцаре с мрачнейшим, никогда не улыбающимся лицом. "Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал".
 
Источник: www.psychologov.net/view_post.php?id=1344
21 0
Просмотров: 154
Подписок на автора: 11
Поделиться



Закрыть
© Team-Tech.ru, 2017 - 2025