Галагазета | ИГРЫ И ИГРИЩА
8-)ИГРЫ И ИГРИЩА8-)
Frog, 10 февраля 2010 г., 12:29
8-)ИГРЫ И ИГРИЩА8-)
 
 "Дело - не в шариках. Дело - в самой игре."
 
Некоторые люди ни в чем никогда не принимают участия. Жизнь просто происходит с ними. Они обходятся чуть большим, нежели немое упорство - с яростью или насилием сопротивляются всему тому, что могло бы вытащить их из заполненных обидой на весь свет иллюзий защищенности.
 
 Жизнь - это игра, правила которой ты узнаешь, погружаясь в нее и проигрывая ее до конца. В противном случае смещения игры постоянно преподносят тебе какие-то сюрпризы, постоянно застигают врасплох. Нe–играющие часто скулят и жалуются, что счастье всегда обходит их стороной.
 
 Игра - привычный элемент бизнес–образования - способна пройти там, где не пройдёт тренинг. Например, в случае большего, чем классическая тренинговая группа, количества участников. Или в ситуации, когда необходимо ужесточить условия, ведь в тренинге внимание уделяется каждому участнику, а в игре главным является процесс, а то, что происходит с каждым участником - личное дело каждого участника. Ресурсы игр ещё слабо используются в образовательной и бизнес-сфере современной России, к тому же часто игрой называют то, что к игре на самом деле не имеет никакого отношения. Итак, игра в путешествие по играм начинается.
 
Мяч из головы и костёр из денег.
 
 Всем известную игру в футбол, пришедшую к нам из Англии, практиковали и древние ацтеки. Только вместо мяча они использовали голову принесённого в жертву соплеменника, а проигравшую команду тоже приносили в жертву, но уже другому божеству.
 
 Игры древних и сохранивших свою древность племён вообще славятся своей жестокостью. Вот, например, праздники индейцев, обязательным элементом которых был потлач. Чаще всего он состоит в состязании даров, торжественном дарении значительных богатств, предлагаемых вождём своему сопернику, чтобы унизить его, бросить ему вызов, обязать его. Дар - не единственная форма потлача: сопернику можно бросить вызов и посредством торжественного уничтожения богатств.
 
 "В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть, и ничего не оставлять себе. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть самым безумным расточителем. Принцип антагонизма и соперничества составляет основу всего. Политический статус индивидов в братствах и кланах, ранги разного рода достигаются "войной имуществ" так же, как и войной, удачей, наследованием, союзом или браком. Но все рассматривается так, как если бы это была только "борьба богатств". Смотри в частности миф о Хайасе, который потерял "лицо" в игре и от этого умер. Его сёстры и племянники одевают траур, устраивают потлач с целью реванша и он воскресает. Игра есть форма потлача и системы даров".
 
 Игры-состязания в потлаче могут быть самыми причудливыми. Например, игроки проходят испытание, состоящее в том, чтобы не икать во время пиршества. Отсюда индейская пословица: "Лучше умереть, чем икать". Древние арабы состязались в том, кто большему количеству своих верблюдов перережет сухожилия,, китайцы – в учтивости (кто переуступит дорогу, тот и выиграл), древние германцы – в хуле и поношении друг друга. Греки имели обыкновение состязаться во всем, где возникала возможность борьбы. Такая серьёзная вещь, как суд у древних, тоже облекалась в игровые формы. Например, если у одного эскимоса имеется жалоба на другого, то он вызывает его на барабанное или песенное состязание. Племя или клан (все в весёлом настроении) собирается на праздничную сходку в самых лучших нарядах. Оба противника поочередно поют друг другу бранные песни под стук барабана, упрекая один другого во всевозможных проступках. При этом не делается различий между обоснованными обвинениями, нарочитым высмеиванием и низким злословием. Так, один из поющих перечислил всех соплеменников, съеденных женой и тещей его противника во время голода, и настолько поразил слушателей, что они разразились слезами. Попеременное пение сопровождается телесным воздействием и причинением физических неприятностей: дышат и сопят друг другу в лицо, бьют противника лбом, разжимают ему челюсти, привязывают к палаточной жерди – и все это "обвиняемый" должен сносить совершенно невозмутимо и даже с насмешливою улыбкой. Присутствующие подхватывают припев, хлопают в ладоши и подстрекают противников. Некоторые же сидят, погрузившись в сон. В промежутках обе противные стороны общаются друг с другом подобно добрым друзьям. Заседания, посвященные подобному единоборству, могут растягиваться на годы.
 
 Суд и в современном правовом государстве – это соревнование прокурора и адвоката в искусстве убеждать. Кстати, слово "кризис", обозначающее в тренерском языке обязательный – переходный, конфликтный, тупиковый – этап игры или тренинга, в переводе с греческого значит "суд". Он же – новые возможности: именно из этих двух частей состоит китайский иероглиф "кризис".
 
 Обязательные атрибуты многих игр – особый костюм, раскраска и маска, инструменты перевоплощения в другого. Берсерки - викинги, переодевающиеся перед боем в шкуру медведя, - перевоплощались в своей "ролевой" игре настолько до конца, что с их яростью и свирепостью не мог сравниться никто (см. главу о Китае). Некоторые битвы у скандинавских и германских племён – это действительно игры, причём с заранее прописанной сюжетной линией, которую разрабатывали скальды. Скальды - воины-поэты варягов, консультанты князей–конунгов. Их слово, хулительно-уничижительная песня нид, могло убить. И за неё скальду полагалось смертная казнь. Другое их слово, хвалебная песня драпа, вдохновляло князей-конунгов и их наследников на подвиги и свершения.
 
 Особые пышные одежды и роскошные рыцарские доспехи, оснащенные гербами – непременное условие церемониальных и рыцарских игр европейской аристократии. Герольды в Средние века были не только глашатаями князей, но также выполняли функции послов, церемониймейстеров и распорядителей на празднествах, приемах и турнирах. В связи с этим они обязаны были знать род и положение каждого участника церемонии, разбираться в гербах. В рыцарских орденах существовала позиция герольдмейстера, у которого был целый штат герольдов и свиты. Герольд - именно так называли ведущих и разработчиков игр в Средние века.
 
 Ещё одна группа игротехников - тамады, повелители пиров. В Античности и в Средние века пиры – это не развлечение, но особый ритуал общения, коммуникативная игра со своими правилами. Поэтому обязательно избирался симпосиарх (в переводе с греческого – "начальник пира"), чьи повеления были обязательны для всех, а неисполнение их вело к изгнанию из пиршественного зала.
 
Арги.
 
 Слова, которыми обозначают игру в разных языках, обнаруживают родство игры с собранием, любовью, жребием, справедливостью, правом, охотой, войной, быстрым движением, миганием.
 
 Состязательность, соревновательность, вызов, наличие побеждённых и победителей, азарт, ставка, риск. Без этого игра - не игра. Интересно, что в современном спорте один из известнейших теоретиков игры Йоган Хейзинга не находит игровых моментов вследствие того, что правила делаются все более строгими и все более скрупулезными, а спортсмены разделяются на любителей и профессионалов. Тем самым само игровое отношение как принципиальное условие игры выхолащивается, сворачиваясь в арифметику, корысть и звериную серьёзность.
 
 "В начале всякого состязания стоит игра, то есть договоренность о том, чтобы в границах места и времени, по определенным правилам, в определенной форме совершить нечто такое, что приносит разрешение некоего напряжения и находится при этом вне обычного течения жизни. Что должно быть совершено и что станет выигрышем - вопрос, который в игровой задаче вырисовывается как вторичный. Необыкновенным сходством отмечены во всех культурах обычаи состязания и значение, которое им придают".
 
 Дух соревновательности, по мнению многих историков, стал культурообразующим для древнегреческой цивилизации. Агональность - так назвали эту черту греческого общества. Слова "агон" (собрание, место собрания; состязание, борьба, судебный процесс) и "агора" (народное собрание; место собрания, площадь, рынок), возможно, имеют общее происхождение, хотя первое образовано от глагола "собираться", а второе от весьма многозначного аго - вести, везти, проводить, приводить, побуждать. Соревновательность предполагает чаще всего и равные возможности игроков. Здесь можно вспомнить тщательность проверки пистолетов у дуэлянтов и использование при выборе–жеребьёвке незаинтересованной стороны – его величества случая.
 
 Правила. Любая игра имеет правила, границы дозволенного, кодекс чести, даже если речь идёт о боях без правил. Признавать правила должны все участники игры. Правила нельзя нарушать. Потому что это предательство, свидетельство отсутствия чести, а главное в игре - как раз честность. Игра - дело аристократов. Даже если речь идёт о народных играх.
 
 Случайность. Невозможность запланировать. Вероятность. Неопределённость. Свободная воля. Произвол. Беспричинность. Возможность отклонений от задуманного маршрута. В общем, жребий. Который брошен. И без которого игра превращается в какой–нибудь event или полный gamеover. Однако надо различать игры, в которых исход зависит только от случая и все остальные. Первые называются азартными (от арабского слова "зар", обозначавшего кость - шестигранный кубик с точками на гранях): они не богоугодны (в христианском вероучении), а в математической теории игр им отказывается даже в праве называться играми. Есть ещё так называемые пошлые игры. К их числу относятся и "игры в объяснялки".
 
Продолжение следует...
 
Источник: www.psychologov.net/view_post.php?id=1344
22 0
Просмотров: 144
Подписок на автора: 11
Поделиться



Закрыть
© Team-Tech.ru, 2017 - 2025