{АЗРАИЛ}, 25 ноября 2008 г., 20:52
Феноменология общения . Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело... и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы не любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четверыми вообще неизвестно зачем разговариваем . Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и вместе с этим переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов и, вместе с тем, как способ развития . По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном и т.д. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во время получения обратной связи между участниками общения. Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связанно с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Выделяют, кроме того, межперсональные и ролевые общения. В первом случае участникам общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации её участники выступают как носители определенных ролей (учитель - ученик, покупатель - продавец). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, но как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции . Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности; формируется как личность. То есть общение выступает важнейшим фактором психического развития человека . В общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека. По своему назначению общения многофункционально. Можно выделить пять основных функции общения. 1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. 2. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенный стадиях развитие поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и самому себе опосредовано его общением с взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка к взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную в2ешнюю активность ребенка. Общение ребенка к взрослого - это не только передача первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок зачастую активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира. Ребенок и принимает и воспроизводит, реализует опыт других (взрослых) людей. 3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности , человек ищет точку опоры в других людях . Ещё Уильям Джеймс отмечал , что для человека " не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием "неподтверждение". Причем в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами: "Ты не прав" или "Ты плохой" и предполагает известную долю подтверждения (хотя и негативной оценкой), неподтверждение означает: "Тебя здесь нет", "Ты не существуешь". Известно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей "подтверждающей терапии": ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные процедуры направлены на поддержание у человека "минимума подтвержденности". 4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношении - либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения . 5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека . В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое. А. Императивное общение - это авторитарная, детективная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроль над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования. Можно сказать ряд сфер деятельности , где достаточно эффективно использование императивного общения . К таким сферам относятся : военные уставные отношения , отношения "начальник - подчиненный" в экстремальных условиях , работа при чрезвычайных обстоятельствах . Но можно выделить и те сферы межличностных отношений , где применение императива неуместно . Это интимно - личностные и супружеские отношения , детско-родительские контакты , а также вся система педагогических отношений . Б. Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, разбирая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды . Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыком и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности . При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипые формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из ведущих критиков "карнегианского" подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, доказательство. Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников". Такому типу общения между людьми противостоит диалогическое общение . В. Диалогическое общение - это равноправное субъект - субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:12 0
Просмотров: 209
Подписок на автора: 4
Поделиться