Moonllght, 3 декабря 2008 г., 11:01
*Философия Сорокина* Сорокин открывал свою работу фразой: " Нравится это или не нравится, но факт таков, что социология оказала и оказывает сильнейшее влияние на все общественные и гуманитарные дисциплины.., будущее её не зависит ни от капризов власти, ни от предрассудков тех или иных ученых". Он предлагает свой вариант социологической системы, построенной на плюрализме, разрыве с философией, опере на эмпиризм и факты, уподобляемой методологическому стилю естественных наук. Сам Сорокин справедливо назовет свою программу " умеренным бихевиоризмом" (русский термин направления - рефлексология) , опирающимся на идеи Бехтерева и Павлова. Он определяет социологию как науку о поведение взаимодействующих людей и его результатах. "Вся общественная жизнь может быть разложена на явления взаимодействия двух и более людей и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любые события, начиная с увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями", из них можно составить любую группу и общество, начиная с трамвайной публики и кончая такими организациями, как католическая церковь или "Лига народов". Отсюда его задача - проанализировать наипростейшую модель взаимодействия как системы, в которой он выделял три элемента: индивиды, акты поведения и проводники, передающие взаимодействие.Каждый из элементов этой системы им подробно анализируется: индивиды с точки зрения их многообразных потребностей; акты с точки зрения их длительности, интенсивности, степени их осознанности; проводники как материальные предметы и духовные символы. Особое внимание он уделяет фетишизации проводников, считая это явление "судьбой" нашей культуры. "Вспомним проблему офицерских погон нашего времени. Фетишизация погон заставляла одних убивать, других - умирать за погоны". К этим же явлениям относятся и другие - брак по расчету, обожествление истерическими поклонницами актера или поэта и т.п. Далее Сорокин переходит к классификации взаимодействия в зависимости от всех трех элементов этой системы. Допустим - количества и качества человеческих потребностей, однородности и разнородности людей - агентов взаимодействия, вида актов: антагонизм и солидарность, стереотипные и нешаблонные. Заканчивается первый том "Системы социологии" анализом факторов, способствующих сохранению и распаду системы социального взаимодействия: обычаев, традиций, моральных и юридических "скреп", экономического процветания и дезорганизации, степени удовлетворения индивидуальных и массовых потребностей в питании, самозащите, воспроизводство. На этом заканчивается первый том, надеюсь вам было интересно! И скоро специально для вас я напишу второй том.32 0
Просмотров: 170
Подписок на автора: 1
Поделиться