Ячиру_тян, 28 ноября 2014 г., 17:43
Здравствуй читатель. Сложно найти человека, который был бы доволен каждым своим педагогом. Чаще всего причиной недовольства является некомпетентность учителя: публичное высмеивание и осуждение ученика, сравнивание, порицание без поощрения, предвзятость, малая заинтересованность преподаваемым предметом, деление класса на "любимчиков" и "изгоев", отсутствие знаний и опыта. Продолжать можно бесконечно. Я всегда считала, что преподаватель – это третий родитель, который любит своего ребёнка, понимает и пытается вложить в него знания, дабы обеспечить чаду благополучное будущее. К слову, до пятого класса у меня был как раз именно такой учитель, но уже среднем блоке я столкнулась с некомпетентностью многих преподавателей. Думаю, я не одна такая. Идеал есть, а по существу его нет. Я училась во многих учебных заведениях, отмечая плюсы и минусы работы учителей, иногда спрашивая, почему они так себя ведут. Лет шесть назад довелось мне обучаться в одном интересном техникуме. Одни преподаватели монотонно проводили урок, игнорируя вопросы детей, другие раздавали учебники, а сами заполняли журнал. И те, и те допускали самую главную ошибку педагога – не слушали ученика. Каков был итог? Взаимодействие между учителем и детьми практически полностью отсутствовало, процесс обучения был скучным, а основная масса учеников бездельничала. В конце учебного года, когда нужно сдавать зачёты и экзамены, преподаватели превращались из зануд в учителей-наседок: они бегали за должниками, пытались устраивать консультации, делали поблажки или ставили оценки за красивые глаза. Как вы понимаете, будущие специалисты получали зачёты, дипломы, но не знания. Я не беру в расчёт тех детей, которые систематически прогуливают или наоборот заучивают, речь идёт как раз-таки об основной массе. Но не всё в этом техникуме было так плохо. Были и преподаватели, которые хоть и были строги, но являлись вполне объективными оценщиками знаний и умений, они могли заинтересовать детей занятными историями из жизни, превратить скучную лекцию в дискуссию. Было не страшно подойти к такому человеку с каким-либо вопросом, ведь ты знаешь, что получишь ответ и совет. Такой стиль преподавания мне нравится больше. Кто-то может усомниться в том, что такое возможно. Ведь, по сути, такой педагог не имеет права преподавать. А если он себя так ведёт, то наверняка виноваты сами дети. Да, дети тоже виноваты, это бесспорно. Для учеников школа – это каторга. Если в начальных классах всё было достаточно легко, а большинство уроков проходило в игровой манере, то в средних всё иначе: смена классного руководителя, больший объём нагрузки, множество разных учителей со своей манерой преподавания. Не стоит исключать и переходный возраст. И тем, и тем нелегко. Но педагог обязан дать знания, должен преподнести информацию доступно, не ориентируясь на кого-то одного. У вас было такое, что преподаватель диктует что-то и скорость чтения определяется не по самому медлительному ученику, а по самому быстрому? Мне повезло – я пишу быстро, но моему соседу по парте не так повезло со скоростью письма. Поэтому моя нагрузка увеличивается из-за учителя, ведь я должна успевать за учителем и в то же время дать списать отставшему, попутно объясняя свои закорючки. Для меня в этом есть плюс – я два раза повторяю текст, а сосед остаётся в минусе. Множество раз доводилось видеть психоз детей, которые не успевали за речью учителя. Разве это нормально? Но учитель-торопыга и учитель-игнорщик не самое страшное. У каждого был такой педагог, который, объясняя тему, приводит примеры, являющиеся неверными, и когда ученик пытается поправить наставника, то натыкается на штык "я старше, я умнее, я лучше знаю", а после этого либо разгорается спор, либо следует внеплановая проверочная в качестве мести, либо продолжается порицание. Разумеется, учитель старше и опытнее, но я всегда говорила, говорю и буду говорить, что возраст не является показателем ума. Может, в своей области учитель и умнее, но он не может знать всё и обо всём, опираясь на свои предположения или какие-то недостоверные источники. Согласитесь, когда учитель допускает ошибку, а затем следует неизменное "а я специально, чтобы проверить ваши знания", то вряд ли возникнет негативная и напряжённая ситуация. В таком случае учитель хоть и не признаёт своей оплошности, но не пытается отстоять своё мнение, давя авторитетом. Кого из вас не сравнивали с более успешным учеником? Какие эмоции вызвало сравнение, особенно, когда оно происходит на публике? Не думаю, что положительное. Вполне вероятно, что учитель хотел вас мотивировать, но чаще всего это выглядит как занижение ваших способностей. Чем это может обернуться – я рассказывать не буду. Но стремление учиться это не вызовет однозначно. Если я продолжу разбирать ошибки педагогов, то не останется места для описания некоторых причин такого поведения. 1) Когда я беседовала со своим педагогом по методике преподавания об одном некомпетентном учителе, то та рассказала мне, что когда-то объект моего интереса был вполне близок к идеалу: женщина изучала методики, искала материал для уроков, делилась различными историями из поездок по музеям (она преподаёт историю искусств), скупала различные открытки с работами известных художников, но со временем "перегорела". Ей уже не надо было искать материал, так как у неё его скопилось достаточно, она видела, что дети не стремятся вникать в предмет, так как для них это всего лишь мучительные два часа пыток. Материального поощрения тоже не было, ведь все знают, что зарплата учителей весьма низкая. Пролетели несколько лет, а женщина, некогда тратившая практически всё своё свободное время на разработку интересного и информативного урока, превратилась в медлительного робота с огромным количеством открыток и раритетных музыкальных пластинок. Почему её не отправляют на покой? А где взять образованного педагога, который согласится работать за копейки? 2) Как-то раз наткнулась на картинку, смысл которой заключался в том, что педагог раньше имел авторитет, уважение, за двойку порицали ученика, а сейчас всё в точности да наоборот. Конечно, сейчас педагог не имеет права применять физическую силу к подопечному, не имеет права и накричать, в то время как ученику неприличное поведение по отношению к педагогу сходит с рук. От той же учительницы по методике узнала, что в каком-то городе происходили избиения педагогов, но и она придерживалась мнения, что это каким человеком надо быть, чтобы так довести детей. Здесь недочёт преподавателя в том, что он не может найти способы воздействия на ученика, не может установить контакт и расположить к себе. Кстати, каждый будущий педагог изучает эти азы, так что неясно, почему так сложно реализовать советы на практике. 3) Учитель действительно некомпетентен. Если раньше считалось, что причина такого обилия бездарности среди преподавателей – это отсутствие соответствующей литературы, то в наше время становится ясно, что причина была не в этом. Сейчас очень легко поступить на педагога, детям помогают получить диплом всевозможными способами, в итоге те, кто кое-как завершил обучение, устраиваются в школы, училища, техникумы. Такие "специалисты" многого не понимают сами, они не знают, как преподнести материал, не в силах установить хорошие взаимоотношения с детьми. Именно из-за таких "педагогов" отношение к учителям в целом ухудшилось. Именно такие "светила" будут "гадить" в сознание будущего поколения, искажая его восприятие, тем самым наплодив ещё кучку себе подобных. А в будущем их жертвы после окончания школы не придумают ничего лучшего, как поступить в педагогический, ведь что такого сложного в обучении детей? На самом деле учить детей – самая ответственная профессия, именно она оказывает огромное влияние на ребёнка. Если у вас был плохой учитель по математике – у вас будут огромные пробелы в этой области, если по русскому – вы будете безграмотными, если по какому-то проф. предмету, то специалист из вас будет никудышный. Придя на историю искусств после той беседы с педагогом по методике, я решила помочь преподавательнице, которая монотонно описывала очередное произведение художника эпохи Ренессанса. Вся моя группа занималась своими делами: кто-то лежал на парте и дремал, кто-то слушал музыку и общался в соцсетях, кто-то болтал с соседом по парте. Никому не было интересно вслушиваться в слова учительницы, которая что-то показывала на картине. Немного послушав, я решилась задать вопрос, уточнить некие моменты о произведении. Я не смогу описать реакцию человека, которого два года игнорировали, а теперь он стал нужен. Её лицо оживилось, голос стал немного чётче, и она с удовольствием рассказала более подробно о картине. Уже на следующей паре она приводила занятные факты из биографии художников, начала пытаться вступать со мной в диалог. Мне казалось, что именно этого ей не хватало, чтобы выйти из своего кокона. Теперь наши занятия проходят гораздо интереснее, часть группы, конечно, продолжает лентяйничать, но большая часть активно обсуждает с педагогом шедевры великих творцов. К чему вся эта писанина? Знайте, что образование нужно в первую очередь вам, если вы видите, что педагог вял и скучен – попробуйте шагнуть навстречу – проявите интерес, вот увидите, результат не заставит себя ждать. Ну, а методов борьбы со "светилами" я не знаю, тут уже отдельная тема. Любите своих учителей, любите получать знания. Автор: я13 0
Просмотров: 295
Подписок на автора: 68
Поделиться
Статья находится в выпуске: День рождения Галагазеты