g940148670, 8 октября 2008 г., 20:06
Рестлинг как зрелище-3 Реальность и правдоподобие В чем причины популярности рестлинга как зрелища? Что именно в рестлинге "нравится", заставляет включать телевизор? На этот вопрос можно давать разные ответы. Рестлинг - синтетическая культурная форма, где соединены “ударные” ходы из различных жанров массовой культуры. Говоря словами Ролана Барта, это Большая человеческая комедия, где подтверждаются важные для культуры ценности. Рестлинг позволяет реализовать желание болельщиков внести в спорт больше драматизма, увидеть скрытые от глаз конфликты, подглядеть за взаимоотношениями людей, открыть высший смысл Победы и Поражения. Условный мир рестлинга дает выход для агрессии публики, помогает артикулировать социокультурные предубеждения и тревоги, проговаривать конфликтные ситуации. Вместе с актерами зритель проигрывает те или иные роли, в отдельные моменты программы, соотнося себя с героями и домысливая свой идеальный образ. Еще одна черта рестлинга - его правдоподобие - придает особую притягательность шоу. Изобилие и избыточность внешнего, яркой и ужасной поверхности контрастирует с невозможностью проникнуть внутрь блестящей упаковки. В современном рестлинге сочетаются взаимоисключающие черты. Все официальные высказывания о нем подразумевают подлинность происходящего на ринге и за его пределами. Действие репрезентировано как "реальное". Зрители же посвящены в секрет Полишинеля и знают о срежиссированном характере шоу. Этого не скрывают и сами рестлеры: "Мы начнем с самого простого, все удары руками, ногами и т.д. - не настоящие, вместо удара идет хлопок. Удары стульями, битами и прочими предметами не настоящие, так как стулья сделаны из легкого алюминия. Поэтому они гнутся о головы борцов... Помните, что правильное выполнение всех движений зависит от двух сторон. Если ваш напарник будет бездействовать, то ничего не получится". Такими словами приветствует читателей своего сайта известный профессиональный борец Крис Бенуа. Казалось бы, перед нами ситуация заинтересованного и серьезного соучастия поклонников рестлинга в игре. Все же в основе зрелища лежит тайна, огражденная стеной недоговоренности. Хотя каждый фрагмент шоу должен прочитываться вполне определенно, но за пределами непосредственного восприятия начинается бездна двусмысленности. Она культивируется и устроителями шоу, и самой аудиторией. Зритель постоянно гадает, где в рестлинге "постановка " и где "правда", поскольку точно знает, что где-то должно кончаться одно и начинаться другое. Невероятная в своей нечеловечности предпосылка, что "все - неправда", не может быть принята на веру. Действие не бывает целиком постановочным. Когда начинается импровизация? Где исполняемая роль соединяется или противоречит характеру борца-актера? Как отличить настоящую Боль от сыгранной? В рестлинге реальность имеет сложный статус. Предполагается, что персонаж живет в той же действительности, что и зритель. Ряд событий, влияющих на развитие сюжета, происходит за пределами программы. Отсылка к этой невидимой для зрителя жизни позволяет обнаруживать новые обстоятельства. Закадровая “реальность” используется как неисчерпаемый источник для вдохновений и ходов сценариста. Все герои рестлинга проживают одновременно две жизни: как обычные люди, со своими семьями, характерами и т.п., и как персонажи - со своими. При этом "реальность" рестлера приоткрыта для поклонников, но одновременно находится в тени. “Жизнь в сюжете” очевидна, но существует фрагментарно, появляясь несколько раз в неделю, вовлекая ограниченный круг деталей. В дискурсе "спортивного развлечения" обязательно присутствуют два плана, в которых существуют рестлеры. Это "реальность" и "сюжет". Соблазн недоговоренности проистекает из того, что они часто переплетаются до такой степени, что их трудно разделить. Рестлинг дает множество примеров этой неразличимости. Так обстоит дело с травмами борцов: в программе обыгрываются и настоящие, и вымышленные увечья, служащие для развития действия. Невозможно с точностью сказать, что по-настоящему происходит с человеком, который исполняет роль. Вымыслу отдается несомненный приоритет. Сюжет демонстрирует разнообразные примеры подчинения ему реальности. В самом шоу перед зрителем разворачивается “фигуративный” план, где реальные и вымышленные события равновелики. Некоторые борцы используют как псевдонимы имена других звезд музыки и кино - Сид Вишиз, Стинг и др. В рестлинге участвуют и сами представители других областей шоу-бизнеса. Например, Денис Родман или Майк Тайсон, принявшие участие в бое. Это те самые люди или изображающие их актеры? На борцах лежит отпечаток качеств фантастических супергероев. Неуязвимые, они поднимаются после ужасных ударов; трагическое, как правило, исключено из мира рестлеров. Тем большим оказывается шок аудитории, когда Реальность прорывает ткань шоу. Пример в недавней истории рестлинга - смерть знаменитого борца Оуэна Харта, погибшего на ринге перед телекамерами. По воспоминаниям зрителей, потрясение было связано с мучительной невозможностью поверить в то, что у произошедшего существовало всего одно измерение. События 11 сентября в Америке получили отклик в шоу: устроители программы предложили определенный язык для разговора о трагедии. Обычный вечер рестлинга предваряли выход в зал всех борцов в костюмах своих героев, речь главы WWF МакМахона (о том, что достойным ответом террору может быть сохранение своего "я"), общее исполнение людьми/персонажами "Боже, благослови Америку". Слишком страшные, непредставимые способами реалистической репрезентации события нашли выражение в такой форме, на таком языке, где возможно сочетание художественного образа (персонажи, которым позволительны Страдания, Сильные Чувства, героическая риторика) и драматизма реального человеческого переживания. В других случаях вымысел, как плющ, заплетает этот разрыв повествования от соприкосновения с Реальностью. Подлинные события в жизни рестлеров часто попадают в кадр, странно трансформируясь под формат сюжета. Пример взаимопроникновения реальной и придуманной истории дает Главный Злодей рестлинга Винс МакМахон (которому эта индустрия обязана своим нынешним обликом). Человек, более двадцати лет владеющий WWF, выходит на ринг в роли самого себя, с дочерью (?), сыном (?), женой (?), зятем (?) и любовницей (?), изобличая собственные интриги и подлость, придумывая козни, вокруг которых разворачивается большая часть сюжета. МакМахона периодически бьют при горячей поддержке аудитории. (Как если бы Билл Гейтс каждую неделю выходил на ринг и изображал Великого Злодея Билла Гейтса, всякий раз публично подвергаясь насмешкам и побоям.) Если для действия имеет значение слитность реальности и сценария, то тайна рождается из зрительской интенции их разделить. Для поклонников рестлинга знание о Подлинности имеет большой смысл. Верные болельщики трудятся над тем, чтобы извлечь на свет "правду" о своем кумире. Это шоу активизирует популярный в массовой культуре образ мира, где все соучаствуют в заговоре. В текстах о рестлинге существуют разные режимы "правдивого" рассказа, речи, балансирующей между "реальностью " и "вымыслом". Интересно, что в этой связи пишут ведущие соответствующих рубрик на неофициальных сайтах в Интернете и сами поклонники рестлинга. Ирония и Знание-об-Обмане рождают особый вид удовольствия Посвященного зрителя. "Масса читателей написала нам об очевидном: непохоже, чтобы Шейн МакМахон действительно стукнул Шоумена своим "ударом локтя". Давайте простим его, ведь он прыгал с такой высоты". В Интернете культурный текст рестлинга продолжается бесконечно, ведь его дописывают сами зрители. Они всерьез обсуждают возможные повороты сюжетов в будущем (в чем плюсы и минусы того, что Братья Харди будут драться, к примеру, с Братьями Дадли); решаются вопросы, кто лучший борец, Рок или Остин? Особый жанр - прогнозы аудитории - позволяет устроителям шоу проводить мониторинг мнений зрителей и строить истории в ответ или в противовес массовым ожиданиям болельщиков. В этих текстах обнаруживается страстное желание зрителей подсмотреть за чувствами и персонажа, и человека, его исполняющего. Аудитория требует высокого уровня игры от актера, не позволяя ему полностью выходить из роли, одновременно заставляя его признавать вымышленность происходящего. "У Брета и Шона в жизни всегда была неприязнь друг к другу, а в очных поединках на ринге эта неприязнь была и вовсе очевидна". Или: группировка "родилась из реальной настоящей дружбы четырех парней: Конана, Эдди Гуэреро, Билли Кидмана и Рея Мистерио Младшего". Обратим внимание на усиление "реальная+настоящая дружба"и на то, что "парни" фигурируют не под реальными именами, а под игровыми псевдонимами. Таким образом, помимо прочих составляющих, соблазн рестлинга заключается в его двусмысленности, в постоянном ускользании границы между спектаклем и жизнью. Поклонники шоу подозревают, что подлинность в рестлинге отсутствует, но, одновременно, питают надежду на точечные прорывы к реальности. Интернет дал рестлингу новое дыхание; индустрия научилась строить текст-о-шоу так, чтобы зрители ежедневно продолжали разыгрывать зрелище в его отсутствие. Устойчивая популярность рестлинга показывает, что современное "общество зрелищ", где каждый фрагмент культурных действий легко преобразуем в спектакль и где неразличима граница между политикой, бизнесом, спортом и собственно развлечением, испытывает потребность в такого рода мифологиях.10 0
Просмотров: 146
Подписок на автора: 1
Поделиться