Sunlight, 16 июля 2017 г., 15:40
Здравствуй, дорогой читатель! Перед твоими глазами пилотный выпуск серии статей, посвященных военной тематике: оружие, боевая техника их модернизация и усовершенствование - это все, что ждет нас впереди, поэтому данную статью я хотел бы начать с просьбы. Мне нужно знать, нравится ли вам материал подобного характера, продолжать ли освещать военную тематику? Свое мнение оставляйте в комментариях. Ну, а я начинаю. Не всегда бывает так, что какая-либо боевая техника обращает на себя внимание так, как Т-80, вызывая излишние споры и противоречия. История боевой единицы начинается с 1960-х, но это не мешает произвести доработку служащего верой и правдой нашему государству танка - Т-80БВ. С чем это связано, давайте попробуем разобраться вместе. Стоит начать с того, что Т-80 - это первый в мире (подчеркну) серийно производимый танк с газотурбинным двигателем. Первые попытки "примостить" силовую установку такого типа были еще в 50-х, именно тогда военные инженеры установили на опытные образцы вертолетные двигатели. Но этот вариант был быстро откинут, ведь двигатель от вертолета не мог работать нормально в наземных условиях по объективным причинам - излишняя вибрация, пыль, грязь. Поэтому проект был завершен, а перед инженерами и военными конструкторами была поставлена задача по разработке газотурбинного двигателя для танка с самого нуля. Почему именно такой двигатель был выбран для наших танков? Во-первых, такое непростое конструкторское решение должно было повысить боевую готовность машины в непростых климатических условиях на территории нашего государства. Это верно, ведь возьмем дизельную машину, например КАМАЗ, для того чтобы на машине начать движение при отрицательных температурах от нуля до минус 20-25 градусов, что для нашей зимы является нормальной температурой. Итак, чтобы при таких условиях запустить дизельный двигатель, необходимо сначала запустить предпусковой подогреватель, после того, как двигатель нагреется, пройдет около 30 минут, мы запускаем силовой агрегат и "прогняем" его, затратив еще около десяти минут, на холостом ходу, чтобы дать нагреться охлаждающей жидкости до оптимальных сорока градусов. Получается, что дизельный двигатель, установленный на танк, в зимнее время, а еще и ночью (когда суточная температура максимально низка) будет готов приводить в движение танк только через сорок минут, а это очень долго. Газотурбинный двигатель позволяет приводить машину в движение через 45 секунд после его запуска. Еще одна причина установки ГТД - так называемый, коэффициент приспособляемости силового агрегата. Чем он выше, тем больше упрощается коробка передач. Вот и получается, что коробка передач Т-80 похожа на ту, что имеет место быть на Т-64, но в ней убран один планетарный ряд, оставляя всего 4 ступени, в отличие от прародителя, имеющего 7 ступеней. Следующая причина, без которой бы ГТД никогда не оказался в танках Советского Союза - это всем известная гонка вооружений. Просто-напросто, просочилась информация, что военные конструкторы США начали интересоваться разработкой газотурбинного двигателя на свои боевые машины. Информация прошла, нужно же опередить конкурента, верно? В итоге Т-80 получил новый силовой агрегат на несколько лет вперед своего конкурента - танка "M1A1 Abrams". Возвращаясь в самое начало, вспомним, что одна из главных причин, по которой не установили двигатель от вертолета, была нестойкость к загрязнениям, поэтому необходимо было решить эту проблему. Советские инженеры создали чудо-систему очистки, не имеющую аналогов. Конкурент "Abrams" тоже имеет свою систему очистки, без этого никуда, но она была испытана в боевых условиях и показала, что в условиях песчанной бури танк мог проработать пятнадцать минут, после чего экипажу приходилось вытряхивать песок из бумажных фильтров. А отечественный "живчик" с пылью разбирался вихревыми газоочистителями, а на помощь им приходил установленный пневмовибратор, который стряхивал песок с соплового аппарата. Обратим внимание, что Т-80 оснащен всего двумя педалями. Правая педаль отвечает за подачу топлива, а левая - за работу регулируемого соплового аппарата. Вот и получается, что правой педалью механник-водитель раскручивает основную турбину, а левой - меняет положение лопаток силовой турбины. В учебных частях рекомендации дают разные, но самой оптимальной является та, при которой правую педаль необходимо максимально утопить, а работу осуществлять только левой. Получается, что ты постоянно движется вперед, а если нужно притормозить, либо остановить танк, то "подыгрываешь" левой педалью, нажимая легонько, при этом лопатки меняют угол и скорость занижается; чуть сильнее - лопатки принимают отрицательный угол и танк тормозит турбиной. Нажал еще сильнее - то, что называется "в пол", только тогда бросишь вызов гидравлическим тормозам, которые остановят боевую машину. Газотурбинный двигатель никогда не глохнет, если не закончилось топливо, даже если застопорить лопасти, ни что не помешает генератору двигать танк в бой. Перед тем, как попрощаться, подведу итоги. Хочется еще раз отметить тот факт, что богата наша страна грамотными инженерами, умными конструкторами. Доказательство тому - время, оно мчится неумолимо, сменяя эпохи. Уже нет той страны, в которой был изобретен, сконструирован и испытан танк Т-80, но он по сей день остается актуальной боевой машиной, охраняя рубежи нашего с вами государства. Ну, а пока - до встречи на страницах Галагазеты. Автор: я Sunlight *"``20 0
Просмотров: 272
Подписок на автора: 116
Поделиться