Галагазета | Р. Джованьоли - "Спартак" (Историческая библиотека}
Р. Джованьоли - "Спартак" @} (Историческая библиотека}
ЭТ0_ПЕЧАЛЬН0, 26 июня 2015 г., 18:14
   Признаться, давно не писал рецензии на книги. Сегодня захотелось прервать это затишье, и для обсуждения я выбрал роман, посвященный крупному восстанию рабов, произошедшему в Древнем Риме, легендарный труд Рафаэлло Джованьоли - "Спартак".
 
     Картинка №2543
 
   Джованьоли был известным итальянским романистом-историком. Основной период его творчества пришелся на 2-ю половину XIX века. Италия в 70-х годах этого столетия была охвачена революционными настроениями. Итальянский народ шел на битву с абсолютизмом, всесилием Папской власти. Люди смело выступали против интервенции Наполеона III. Именно эти события и вдохновили Джованьоли на создание его самого известного произведения - "Спартак".
 
   Обладая замечательным писательским даром, Джованьоли умело переплетает на страницах своего романа историческую действительность с художественным вымыслом. Имея неплохие знания о Древнем Риме, он достоверно демонстрирует отношения, быт, настроения и нравы этого античного государства, убедительно показывает условия жизни представителей разных сословий, детально описывает жестокое отношение хозяев к своим рабам и гладиаторам. На страницах его романа находят отражение и такие имевшие место быть процессы, как паразитическое существование городского плебса, постепенное превращение сената в орган военной диктатуры. Но все это только основа. Основа, отталкиваясь от которой Джованьоли переходит к описанию восстания Спартака, и уж здесь в разного рода мелочах он дает волю своей бурной фантазии!
 
   Подобные вольности начинаются еще до начала восстания. Из античных источников нам известно, что заговорщики планировали осуществить побег в день открытия Мегалетийских игр. Однако в их планы вмешался неизвестный доносчик, который сообщил о заговоре гладиаторов городскому претору. Спартак своевременно узнал о доносе и решил действовать немедленно. Джованьоли обыгрывает этот исторический эпизод в своем романе. Но неожиданно на его страницах информатором Спартака становится сам Гай Юлий Цезарь, который сообщает фракийцу о том, что узнал о готовящемся побеге, и предупреждает его о грозящей опасности. 
   Конечно, это было только начало, и в последующих главах Джованьоли все чаще позволяет себе трактовать события восстания по-своему. Основным инструментом подмены исторической действительности фантазией автора становятся женщины. Сложно представить исторический роман без любовной линии, и "Спартак" Джованьоли не является исключением в этом плане. Именно любовь в романе становится основной причиной многих поворотных моментов восстания. По прочтению романа складывается ощущение, что, если бы не козни отвергнутой Спартаком гречанки Эвтибиды, римским легионам никогда бы не удалось справиться с войском рабов. 
   Джованьоли вводит в роман массу неупомянутых в источниках персонажей: сестру Спартака Мирцу, влюбленного в нее гладиатора Арторикса. И все это для того, чтобы накалить сюжет через любовные интриги. Придумывает любовную линию он и для самого Спартака. Ради патрицианки Валерии, жены Суллы, Спартак в романе Джованьоли даже готов идти на переговоры с Крассом, что было невозможно представить в реальной жизни.
 
   Если не обращать внимания на подобные моменты, основные фрагменты восстания воспроизведены Джованьоли правдиво. Видно, что итальянец, конечно, прекрасно знакомый с текстами Плутарха, Аппиана, Саллюстия, несмотря на все свои вольности, не пытается отказаться от исторической действительности совсем. Отступление из Капуи к Везувию, хитроумный спуск с его скал, победа над отрядом Глабра, противостояние со следующим противником - претором Публием Варинием, разгром консулов Геллия и Лентула, смерть Крикса и, наконец, решающее сражение войска Спартака с Крассом - все эти события нашли отражение на страницах романа. Более того, изложены они практически без нарушения хронологической последовательности.
 
   Говоря о художественной выразительности текста, надо признать, что метафор, сравнений, олицетворений и описаний природы в нем немного.  Зато огромное внимание Джованьоли уделяет работе над образами своих героев. Хитрая и коварная Эвтибида, пошедшая на предательство ради любви, отважный Крикс, одержимый идеей подавить восстание фракийца Красс - все эти образы получились у Джованьоли очень яркими и насыщенными. Их раскрытию он посвятил немало страниц. Все поступки героев имеют под собой логическое основание, что позволяет видеть нам в них не просто персонажей романа, но и живых людей со своими чувствами, мыслями и эмоциями.
   Особое внимание Джованьоли уделяет работе над образом Спартака. Наверное, нельзя сказать, что лидер восстания в его романе похож на настоящего Спартака. Спартак, вышедший из-под пера Джованьоли, являет собой довольно типичный для исторических романов образ. Он сочетает в себе самые лучшие человеческие качества: силу, мужество, красоту, ум, чуткость. Вместе с этим Спартак Джованьоли получился очень романтичным и сентиментальным человеком, готовым ради любви к Валерии отказаться от своей цели.
 
   Сложно назвать композицию романа оригинальной. Все сюжетные ответления в конечном итоге сводятся к одному - к противостоянию Спартака и Рима. Хотя стоит отметить, что само восстание занимает не весь роман, а лишь вторую его часть. Начало произведения демонстрирует нам быт Рима той эпохи, описывает тяжелую жизнь рабов и гладиаторов. Вероятно, Джованьоли сделал так, чтобы погрузить читателей в атмосферу Древнего Рима, а заодно, чтобы провести параллели между жестоким временем, в которое жил Спартак, и печальными событиями, охватившими Италию, в годы, в которые жил сам автор. Джованьоли было важно не просто изложить хронику восстания, но и изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоятельства предметом изображения. Финальная сцена, описанная автором в заключении, происходит уже после подавления восстания. В ней Валерия получает прощальное письмо от Спартака. Все сюжетные линии романа имеют логическое завершение. Читателю известна судьба всех персонажей.
 
   В целом, "Спартак" Рафаэлло Джованьоли - отличный исторический роман. Автор умело рисует перед мысленным взором читателей эпоху античного Рима, погружает в нее с головой. Вся книга пронизана азартом борьбы и неимоверным патриотизмом, ее текст можно использовать и в воспитательных целях. Справляется роман и с образовательными функциями, несмотря на обилие вымышленных эпизодов, неплохо описывая основные моменты восстания. Так что я однозначно рекомендую к прочтению это произведение всем любителям истории!
 
Автор: я
8 0 [Авторский текст]
Просмотров: 220
Подписок на автора: 426
Поделиться



Закрыть
© Team-Tech.ru, 2017 - 2024